Уилсон, Джеральд


Джеральд Стэнли Уилсон (англ. Gerald Stanley Wilson) (4 сентября 1918 – 8 сентября 2014) – американский джазовый музыкант, композитор и преподаватель. Работал с музыкантами: Дюк Эллингтон, Сара Воан, Рэй Чарльз, Джули Лондон, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Бенни Картер, Лайонел Хэмптон, Билли Холидей, Дайна Вашингтон, и Нэнси Уилсон[англ.].

Родился в городке Шелби, штат Миссисипи.[1] В 16 лет переехал в Детройт, где окончил среднюю школу Касс[англ.], одним из его одноклассников был Уорделл Грей[англ.].[2] В 1939 году присоединился к оркестру Джимми Лансфорда[англ.], заменяя трубача и аранжировщика Си Оливера. Будучи членом оркестра, Уилсон внёс свой вклад в репертуар, в том числе «Hi Spook» и «Yard-dog Mazurka», причём первая была написана под влиянием песни «Caravan» Эллингтона, а вторая повлияла на «Intermission Riff» Стэна Кентона.[3]

Во время Второй мировой войны Уилсон некоторое время путешествовал с военным флотом США в числе прочих музыкантов, среди которых были Кларк Терри, Уилли Смит и Джимми Ноттингем. Позднее, в 2005 году, некоторые из них воссоединятся в проекте "The Great Lakes Experience Big Band", где Уилсон выступит дирижёром. Также Уилсон приглашался как музыкант и аранжировщик в ансамбли Бенни Картера, Дюка Эллингтона, Бэйси Каунта и Диззи Гиллеспи.

Джеральд Уилсон собрал собственный бэнд, который пользовался некоторой известностью в середине 1940-х годов.

В 1960 г. им был собран новый оркестр в Лос-Анджелесе, с которым был сделан ряд записей для лейбла Pacific Jazz. Заглавный трек для альбома California Soul был написан дуэтом Ashford & Simpson, также альбом включал кавер-версию песни Light my fire группы The Doors.[3] В состав оркестра в разное время входили Снуки Янг и Кэрмелл Джонс (труба), саксофонисты Бад Шэнк, Джо Мэйни, Гэрольд Лэнд, Тедди Эдвардс и Дон Раффелл[англ.]. Ритм-секцию составляли Джо Пасс (гитара), Ричард Холмс (орган), Рой Эйерс и Бобби Хатчерсон (вибрафон), а также Мел Левис и Мел Ли (ударные).

В более позднее время Уилсон также продолжал руководить оркестром и записываться для лейблов Discovery и MAMA. В один из последних составов входили Луи Бонилла, Рик Баптист, Рэндалл Уиллис, сыновья Уилсона Шагги Отиса и Энтони Уилсона (оба гитаристы), и внук Эрик Отис. В репертуаре прослеживалось влияние испанской музыки, например, это заметно в бравурном соло в композиции «Carlos» (названной так в честь мексиканского матадора Карлоса Аррузы), записанной трижды при участии Джимми Оуэнса, Оскара Брашира, и Рона Бэрроуса, а также композиции "Lomelin" (также посвящённой матадору — Антонио Ломелину), записанной дважды, с участием Оскара Брашира[англ.] и Д.Фэддиса[англ.].