Джива Госвами


Джи́ва Госва́ми (IAST: Jīva Gosvāmī; 15111596)[1] — один из наиболее выдающихся Вайшнавских богословов и философов. Джива Госвами был одним из вриндаванских госвами, племянником ведущих деятелей этой группы — Рупы Госвами и Санатаны Госвами. Он был плодотворным писателем и автором большого числа философских трудов по гаудия-вайшнавскому богословию и практике бхакти-йоги.

Гаудия-вайшнавы считают Дживу Госвами воплощением Виласа-манджари, гопи-служанки Радхи и Кришны в духовном мире.

Очень мало известно о детских годах Дживы Госвами. Он родился в деревне Рамакели, что в современном округе Малда, Западная Бенгалия. Его отцом был Валлабха Маллика (более известный под именем Анупама) — младший брат Рупы и Санатаны Госвами; имя его матери неизвестно. С самого раннего детства Джива проявил наклонность к поклонению Кришне и необычайный интеллект, завершив изучение санскритской грамматики и поэзии за короткий период времени.

Когда Дживе было три или четыре года отроду, Рупа и Санатана ушли в отставку со своих министерских постов при дворе Алауддин Хуссейн Шаха (правил в период с 1493 по 1519 годы). К этому шагу их подвигла встреча с Чайтаньей Махапрабху (14861534), к которому они решили присоединиться как странствующие нищие. Отец Дживы, Анупама, встретился с Чайтаньей в то же самое время и последовал по стопам своих старших братьев, отправившись вместе с Рупой во Вриндавану.

Узнав о том, что его отец и дядья приняли решение посвятить свою жизнь служению Чайтанье Махапрабху и его миссии, молодой Джива также решил присоединиться к ним. Согласно биографической работе «Бхакти-ратнакара» авторства Нарахари Чакраварти, Чайтанья явился Дживе во сне и призвал его оставить дом и присоединится к Рупе и Санатане во Вриндаване. Из биографий Дживы не ясно, встречался ли он когда-либо с Чайтаньей.

Джива прибыл в Навадвипу в Западной Бенгалии, где встретился с одним из ближайших спутников Чайтаньи — Нитьянандой. Нитьянанда провёл Дживу по всем святым местам Навадвипы. Это положило начало гаудия-вайшнавской традиции Навадвипа-парикрамы (ежегодного паломничества по девяти островам Навадвипы). После парикрамы, Нитьянанда дал свои благословения молодому Дживе отправиться во Вриндавану.