Гаудия-вайшнавское богословие


Гаудия-вайшнавское богословие или кришнаитское богословие — богословие индуистской традиции гаудия-вайшнавизма. Базой гаудия-вайшнавского богословия являются «Бхагавадгита», «Бхагавата-пурана», а также такие ведийские писания, как Упанишады[1][2].

Внутри индуизма, кришнаиты принадлежат к богословской традиции Мадхвы «Брахма-сампрадае», — одной из четырёх ортодоксальных вайшнавских сампрадай[1]. Учение кришнаитов имеет ряд особенностей, которые позволили им выделиться в отдельную ветвь этой традиции, «Брахмамадхва-гаудия-сампрадаю», с собственным истолкованием «тройной основы» веданты — Упанишад, «Бхагавад-гиты» и «Веданта-сутр»[1]. В философско-богословском отношении, гаудия-вайшнавизм — это наиболее поздняя самостоятельная школа теистической веданты, завершающая ряд, начало которому положила основанная Рамануджей школа вишишта-адвайты[3].

Оформление кришнаитского богословия было начато в XVI веке такими последователями Чайтаньи, как Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами[1]. Последний из них выступил автором монументального труда «Шат-сандарбхи», который можно считать «суммой богословия гаудия-вайшнавизма»[1]. Формирование богословской доктрины гаудия-вайшнавизма завершил в XVIII веке Баладева Видьябхушана. Это позволило последователям Чайтаньи окончательно определить свою позицию по отношению к другим философско-религиозным учениям.

В гаудия-вайшнавизме признаётся авторитет всех основных священных писаний индуизма: Вед, Брахман, Араньяк, Упанишад, а также Пуран и индуистских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны». Основное внимание кришнаиты уделяют «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране», так как в этих писаниях подчеркивается монотеизм и примат бхакти. «Бхагавата-пурана» почитается кришнаитами как самая важная из Пуран, которая представляет собой естественный комментарий к «Веданта-сутрам». Из ведийских текстов канона шрути особое внимание уделяется изучению «Ишопанишад» — одной из главных теистических Упанишад.

Из произведений авторства ближайших последователей Чайтаньи, к основным канонам духовной литературы кришнаитов принадлежат: агиографии «Чайтанья-чаритамрита» и «Чайтанья-бхагавата», описывающие жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху; «Бхакти-расамрита-синдху» — изложение учения Чайтаньи, написанное одним из его ближайших учеников Рупой Госвами; «Упадешамрита» — другой труд авторства Рупы Госвами.

Оформление кришнаитского богословия было начато в XVI веке такими последователями Чайтаньи, как Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами[1]. Последний из них выступил автором монументального труда «Шат-сандарбхи», который можно считать «суммой богословия гаудия-вайшнавизма»[1].