Чайтанья-чаритамрита


«Чайта́нья-чарита́мрита» (IAST: Caitanya-caritāmṛta) — агиография основоположника традиции гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху, подробно описывающая его жизнь и учение. Написана Кришнадасом Кавираджей в начале XVII века на бенгали, но также включает в себя много текстов на санскрите. Содержит истории из жизни Чайтаньи Махапрабху и философские беседы, в которых обстоятельно описывается бхакти-йога и уделяется особое внимание санкиртане — публичному воспеванию имён Кришны в виде Харе Кришна мантры.

По широте охватываемого материала и по художественным достоинствам биография не имеет себе равных в средневековой бенгальской литературе. Основную задачу биографии автор видел в изложении и пропаганде идей бенгальского вайшнавизма и бхакти. С этой целью он широко привлекает религиозно-философскую литературу (число цитируемых источников превышает 60).

Является одним из основных священных писаний кришнаитов, которые ставят его в один ряд с такими классическими индуистскими текстами, как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита»: во всех трёх произведениях описана природа проявлений Абсолюта. Бхактисиддханта Сарасвати говорил о «Чайтанье-чаритамрите» следующее:

Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита», люди всё равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла «Шримад-Бхагаватам Пурана», но осталась «Чайтанья-чаритамрита», в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина — Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. «Чайтанья-чаритамрита» есть Его звуковое воплощение. Можно ли после этого усомниться в духовном величии этого трансцендентного произведения?

«Ади-лила» даёт богословское объяснение личности Чайтаньи как аватары Кришны в умонастроении Радхарани (объединённая аватара Радхи и Кришны в одном лице), описывает его ближайших спутников в детстве и их происхождение и заканчивается кратким описанием раннего периода жизни Чайтаньи до принятия им санньясы (отречённого образа жизни)[1].

«Мадхья-лила» подробно описывает деяния Чайтаньи Махапрабху после принятия им санньясы. В течение шести лет, описанных в «Мадхья-лиле», Чайтанья передает учение, с которым пришёл, главным из своих последователей — Рупе Госвами и Санатане Госвами. Там также содержится жизнеописание Мадхавендра Пури, философский диспут с учёным-последователем адвайта-веданты Сарвабхаумой Бхаттачарьей (в котором Чайтанья объявляет о превосходстве бхакти над безличностной адвайтой), описание паломничества Чайтаньи в Южную Индию, описания повседневной деятельности Чайтаньи и его последователей и их участие в ежегодном празднике колесниц Ратха-ятра в Пури (Орисса)[2].