Шат-сандарбхи


«Шат-санда́рбхи» («Шесть сборников») — философский труд гаудия-вайшнавского (кришнаитского) богослова Дживы Госвами в шести частях. Самый ранний и наиболее фундаментальный труд на санскрите, в котором в систематическом виде представлено богословие гаудия-вайшнавизма. Каждая «Сандарбха» содержит изложение одного из важнейших разделов учения на основе подборки цитат, главным образом из «Бхагавата-пураны». Так, например, «Таттва-сандарбха» посвящена теории познания, «Бхагават-сандарбха» — природе Абсолютной реальности, «Параматма-сандарбха» — природе живого существа и майи и т. д.

Согласно самому Дживе Госвами, автором этого произведения был Гопала Бхатта Госвами. Джива продолжил работу Гопалы Бхатты и разделил её на шесть книг, в которых систематически представил философию Чайтаньи со ссылками на священные писания. Параллельно Джива составил к ним объёмный комментарий, озаглавленный «Сарва-самвадини». Джива Госвами написал в начале «Таттва-сандарбхи»:

Преданный из Южной Индии, который родился в семье брахманов и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, и составил он её не в хронологическом порядке. Поэтому я, незначительное живое существо, известное под именем Джива, пытаюсь расположить события книги хронологически, согласуясь с указаниями таких великих личностей, как Мадхвачарья, Шридхара Свами, Рамануджачарья и других старших вайшнавов парампары.

«Таттва-сандарбха» представляет собой трактат о различных видах доказательств (праман), используемых в ведийской философии. Конечное заключение Дживы состояло в том, что шабда (божественный звук в форме ведийских писаний) является наивысшим, а из всех священных писаний наивысшим является «Бхагавата-пурана».

В «Бхагавата-сандарбхе», Джива Госвами проводит различие между безличной ипостасью Бога (Брахманом), локализованной формой Бога в сердцах всех живых существ (Параматмой) и верховной личностной ипостасью Бога (Кришной или Бхагаваном). Он также описывает духовную обитель Кришны, гуны материальной природы, гуну чистой благости (вишуддха-саттву), важность поклонения мурти Кришны и природу качеств мурти.

В «Параматма-сандарбхе» описывается Сверхдуша (Параматма) и то, что она обитает в сердцах всех живых существ. Там также обсуждается разница между различными аватарами, а также природа обусловленного живого существа, иллюзорная материальная энергия (майя), временный мир, теория трансформации, различные аватары Кришны и то, как они отвечают на желания вайшнавов, а также шесть основных качеств, присущих Богу в Его личностном аспекте.