Парампара


Парампара (санскр. परम्परा, IAST: paramparā, букв. «от одного к другому», «непрерывный поток»[1]) или амная (санскр. आम्नाय, IAST: āmnāya) — цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре. В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности»[2]. В системе парампары знание передаётся без изменений из поколения в поколение. По линии парампары могут передаваться самые различные виды знания как в духовной сфере, так и в искусстве, музыке, танцах и образовании.

В религиозной традиции индуизма парампара также известна как гуру-шишья парампара или гуру-парампара — цепь духовных учителей или ученическая преемственность, по которой передаётся духовное знание. Согласно «Бхагавадгите» и другим священным писаниям индуизма, эту систему установил сам Бог и с её помощью знание сохраняется в своём первозданном виде. Парампара подтверждает истинность или авторитетность получаемого знания. Она помогает избежать измышлений и подмены истинных ценностей второстепенными. Каждый гуру, передающий духовное знание, должен принадлежать к цепи учителей-учеников, во главе которой, как правило, стоит Бог, в противном случае нельзя быть уверенным в чистоте и истинности знания, которое он даёт. В некоторых традициях не может одновременно существовать более чем одного действующего гуру в линии преемственности каждой школы (сампрадаи).[3]

В контексте индуизма, парампара является важнейшим условием существования сампрадаи — она представляет собой механизм, обеспечивающий её сохранность путём передачи определённой традиции через духовную преемственность от гуру к ученику. Каждый последующий в такой преемственности — ученик предыдущего; так, через связь учитель—ученик передаётся знание и формы религиозного опыта. «Звеном» парампары может считаться лишь индивидуум, достигший полного контроля над собой, — это является необходимым условием его нравственного и духовного совершенства и предохраняет сампрадаю от искажений. Каждая сампрадая имеет специальные списки «звеньев» парампары, в которых можно проследить её генеалогию. Представляя собой развёртку сампрадаи во времени, гуру-парампара обеспечивает её неизменность и выражает её диахронный аспект. Именно эти характеристики, наряду с принадлежностью к аутентичной сампрадае, часто являются условием традиционности школы или учения в индуизме.

В некоторых традиционных индийских формах образования ученик живёт с учителем как член его семьи, получая от него знание. В системе парампары ученик почитает не только непосредственно своего гуру, но и предыдущих, в особенности трёх последних гуру. Обычно их называют кала-гуру или четыре гуру:[4]

Только панча-ратрика гуру парампара представляет собой непрерывную цепь ученической преемственности — когда гуру дает инициацию своему ученику, тот становится следующим гуру и дает инициацию дальше. Такая реально непрерывная линия также называется гуру-пранали.