Бог в индуизме


В индуизме существует много взглядов на природу божества, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме.

Для обозначения Бога в его личностном аспекте обычно используются такие санскритские термины, как ишвара (санскр. ईश्वर IAST: īśvara) и бхагаван (санскр. भगवान् IAST: bhagavān). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является единым личностным Богом, которого не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, называемых термином дэва. В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов (согласно другой интерпретации — 33 млн). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо».[1] Дэвы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются.

Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Божество проявляет Себя (Он или Она) в различных формах. Человек может поклоняться Божеству в том Его проявлении, которое наиболее близко ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.[2]

В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда — бесконечные истина, сознание и блаженство.

Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме — вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индуистов)[3] и шиваизма, верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личной и безличной сущностям Единого Бога, изначальной верховной сущностью которого в вайшнавизме выступают Вишну, а в шиваизме — Шива. Для последователей шактизма Верховной сущностью Ишвары выступает Богиня-мать Деви. В известном гимне «Лалита-сахасранама» описываются 1000 имён Деви. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары, или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств, из которых выделяются шесть основных:

В дуалистическом индуизме двайты, к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизма, Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагавану. Согласно двайте, индивидуальные души (дживы) являются частичками Брахмана, а Бог в своём личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных джив.