Философия индуизма


Философия индуизма — термин, означающий различные философские системы, восходящие к единому «идеологическому источнику» — комплексу идей и понятий, более или менее присущих различным школам и системам индуизма.

Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика (санскр. — «Признающие авторитет Вед»). Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.

Философия индуизма делится на шесть ортодоксальных философских школ, или даршан, которые перечисляются ниже[1].

Слово «даршана» на санскрите имеет ряд значений, одно из которых означает «воззрения» (система воззрений). Даршанами названы и шесть философских школ, которые, как принято считать, вытекают из философии и религиозной практики, восходящей к эпохе Вед и ведического периода. В отличие от «настиков», не признающих авторитет Вед (буддизм, джайнизм, локаята-чарвака) даршаны астики основаны на признании Абсолюта (Брахмана, могущего принимать формы главных Богов индуизма) как Единого начала Вселенной, авторитета Вед и т. д.

Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме, создание которой приписывается мудрецу Капиле[2]. В санкхье утверждается, что всё на самом деле происходит от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Существует бесконечное[нет в источнике] количество душ, обладающих индивидуальным сознанием[2]. Пракрити или материи, присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы[2]. Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире. Освобождение (мокша) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Хотя санкхья является дуалистической философией, существуют определённые различия между санкхьей и другими формами дуализма. На Западе, дуализм существует между умом и телом, тогда как в санкхье — между «Я» и материей. Понятие «Я» в санкхье по мнению ряда исследователей имеет некоторое сходство с западной концепцией ума. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией[3], которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направление индийской философии.