Гуна


Гу́на (санскр. गुण, IAST: guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:

Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.

В буквальном переводе с санскрита слово «гуна» означает «верёвка», «качество». Гуны также можно сравнить с тремя основными цветами (красный, зелёный и синий), которые перемешиваясь, создают все остальные цвета. Историк религии Дасгупта интерпретирует понятие гун следующим образом[1]: саттва — элемент интеллекта, раджас — элемент энергии, тамас — элемент массы, стабильной материи или препятствий.

В представлении философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу Пракрити и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи). Уже в «Санкхья-карике» под гунами подразумевают элементы пракрити.

Таким образом, саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, которое способствует проявлению, тамас — сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.

Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавадгите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы: