Тамас


Та́мас (санскр. तमस् «тьма») или та́мо-гу́на — гуна (свойство) невежества. Одна из трёх гун, или качеств материальной природы в индуизме. Термин также используется в буддизме.

Среди трёх гун — саттва, раджас и тамас — тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы. Основными характеристиками тамо-гуны являются: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень и безумие. Лень имеет отношение к смерти, а невежество — к тьме. Тамас также иногда переводится как «безразличие», которое в определённом контексте считается одним из признаков влияния тамо-гуны.

Три гуны материальной природы — саттва, раджас и тамас, обстоятельно описываются в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма. Каждая гуна обладает своими собственными отличительными особенностями и утверждается, что материальный мир состоит из комбинации этих трёх гун. Тамас представляет собой самое низшее, грубое, медленное или инертное качество материальной природы, подобное камню или куску земли. В нём отсутствует энергия раджаса и чистота саттвы.

В «Санкхья-карике» тамас имеет свойства «тяжелый и обволакивающий» (С.-к. 13). Аспекты интеллекта (буддхи), связанные с тамасом, противоположны аспектам интеллекта, которые связаны с саттвой (дхарма, джняна, бесстрастие, успех) (С.-к. 23). C тамасом связано появление тонких элементов (танматр) из ахамкары (С.-к. 26).

Положительная функция тамаса — смрити, или память, а также способность завершать, ставить точку в том, что было порождено саттвой и реализовывалось с помощью раджаса.[1]

Тамасу невозможно противостоять тамасом — это возможно сделать с помощью раджаса (действия), и постепенно возвыситься до уровня саттвы. Прямой переход от тамаса к саттве не представляется возможным.