Ишвара


И́швара (санскр. ईश्वर, IAST: Īśvara — «господь, повелитель») — философская концепция в индуизме, означает «повелитель» или «верховный повелитель»,[1] то есть Бог в монотеистическом понимании или иштадевата в монистической философии адвайты. «Ишвара» также используется просто в значении «правитель» или «господин». Термин также употребляется в буддизме, например в имени махаянского бодхисаттвы «Авалокитешвара», для обозначения могущественного, но не всесильного существа.

И́швари — форма женского рода, которая употребляется в отношении женского божества, особенно в шактизме.

Корень слова Ишвара происходит от īś- (ईश, Ish), что означает «способный» и «владелец, правитель, начальник». Вторая часть слова Ишвара - это "vara" , что означает, в зависимости от контекста, «лучший, превосходный, красивый», «выбор, желание, благословение, благо, подарок» и «жених, любовник, тот, кто ищет девушку в браке». Составное слово «Ishvara » буквально означает «владелец лучшего, прекрасного», «правитель выбора, благословение, благо» или «ведущий любящего».[2]

Среди шести систем индийской философии санкхья и миманса не принимают концепции ишвары, тогда как последователи четырёх монотеистических школ — йоги, вайшешики, веданты и ньяи — верят в существование ишвары.

Каждая философская школа в индуизме трактует по-своему понятие ишвара. В адвайта-веданте любое божество может олицетворять понятие ишвара, тогда как в вайшнавизме только один Вишну и его аватары принадлежат к категории всемогущего ишвары.

Адвайта утверждает, что, когда человеческое существо медитирует на Брахман, Верховный Вселенский Дух проецируется на ограниченный человеческий ум и проявляется человеку как ишвара.[3] Таким образом, ум проецирует человеческие атрибуты, такие как личность, материнство и отцовство, на Всевышнее Существо. Образно говоря, когда «отражение» Космического Духа падает на зеркало майи (иллюзии), оно ощущается как Верховный Господь.[3][4]