Двайта-веданта


Два́йта-веда́нта (санскр. द्वैत वेदान्त, dvaita, «дуализм») — направление индийской философии; дуалистическая разновидность веданты, созданная Мадхвой (также известный как Мадхвачарья) в 13 веке нашей эры; альтернативно известная как Бхедавада, Таттвавада, Бимбапратибимбавада, Пурнабрахмавада и Сватантра-Адвития-Брахмавада[1][2]. Мадхва объяснил, что Вселенная не является иллюзорной по своей сути, а является реальным творением Брахмана. В отличие от философии адвайты (недвойственности), изложенной Шанкарой, Мадхва утверждал, что существует вечное различие между индивидуальным «Я» и Абсолютом[3]. Различие рассматривается не как атрибут, а как сама природа существования, делающая его уникальным. Двайта постулирует антропоморфного личного и независимого Бога, Вишну, который правит отдельными и зависимыми сущностями души и материи (пракрити).

Мадхва признаёт три праманы (источника познания): восприятие, логический вывод и свидетельство Вед. Веды — важнейшая прамана, они содержат не просто абсолютно достоверное знание, но знание решительно обо всем, и эту информацию из них можно извлечь с помощью надлежащего истолкования. Опираясь на Веды, можно логически познать все, что угодно, включая Ишвару (Бога, Владыку мира, которого Мадхва отождествлял с Вишну). То, что в Упанишадах говорится о неопределимости Брахмана, означает только, что его крайне трудно познать. Иллюзии и ошибки в познании возникают вследствие неправильной трактовки чего-то существующего. Мировой иллюзии в смысле недействительности чего бы то ни было просто не может существовать: само понятие ошибочного познания может возникнуть только в том случае, если познание бывает и правильным, и мы в состоянии отличить одно от другого. Таким образом, само представление об иллюзии свидетельствует о существовании реальности.

Мадхва делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог — Вишну. Безличность и неопределимость высшей реальности отвергается. Весь остальной мир — паратантра — не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу. Женская ипостась Вишну — Шри, или Лакшми, — также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну. Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. (Понятие бытия у Мадхвы очень тонкое и своеобразное. Вишну, хотя и превыше всякого потустороннего, зависимого бытия, не относится ни к небытию, ни к сверхбытию). Всё, что относится к паратантре, гибнет в конце кальп и потом вновь возрождается.

Вишну — только движущая причина мира, он не создаёт мир из ничего. Но это не значит, что Вишну только сообщает миру движение, а тот уже развивается по своим законам. Воля Бога пронизывает все.