Джованни да Милано


Джованни да Милано (ит. Giovanni da Milano; род. ок. 1320-25 гг – ум. после 1369г) – живописец итальянского проторенессанса.

О жизни и творчестве Джованни сохранилось крайне мало документальной информации. Прозвище «Джованни из Милана» свидетельствует о ломбардском происхождении живописца, но в ломбардских архивных документах его имя не обнаружено. Источником информации о нём являются исключительно флорентийские архивы.

Несмотря на то, что свои произведения он подписывал «Джованни да Милано», в официальных документах сообщается, что происходил он из Каверсаччо, небольшого городка, который находится в провинции Комо. Дату рождения художника относят приблизительно к 1320-25 годам, основываясь на том, что в списке флорентийской Гильдии врачей и аптекарей (Арте деи Медичи э дельи Специали) его имя впервые появляется в 1346 году. По всей вероятности, навыки художественного ремесла Джованни приобрёл в Ломбардии до того, как приехал во Флоренцию, сформировавшись в кругу художников, перенимавших передовые художественные новации после того, как Милан посетил выдающийся мастер Джотто ди Бондоне.

После того, как 17 октября 1346 года «Йоханнес де Медиолано» был зарегистрирован во Флоренции среди прочих приезжих художников, он какое-то время работал там, однако уже в 1348 году покинул город, вероятно, вследствие разразившейся эпидемии чумы, выкосившей в середине XIV века примерно треть населения Европы. Исследователи предполагают, что именно в период этого отъезда он создал фреску «Мадонна с младенцем и святыми» в люнете Оратория Мадонна делле Грацие в Мендризио (Швейцария) – первое известное произведение художника.

В начале 1350-х годов Джованни возвращается в Тоскану. В 1355-60 годах он расписал полиптих для Госпиталя в Прато (Спедале делла Мизерикордия), в котором продемонстрировал свои способности в изображении человеческой жестикуляции, элементов природы и разных мелких деталей одежды.

В 1362 году его имя вновь появляется в списке флорентийской Гильдии врачей и аптекарей. В 1363 году в местной налоговой ведомости (Portata dell’Estimo) он числится как житель флорентийского округа Сан Пьер Маджоре. Вероятно, художник решил надолго остаться во Флоренции, поэтому в 1366 году он для себя и своих детей приобретает флорентийское гражданство. К этому периоду относится ещё один сохранившийся документ от 1365 года; в нём руководство Орсанмикеле соглашается продлить художнику время для завершения росписи капеллы Ринуччини в церкви Санта Кроче – единственный фресковый цикл, правда, незавершённый, сохранившийся из всего монументального творчества мастера. В это же время им была создана картина «Пьета» (ок. 1365г., ныне в Галерее Академии, Флоренция). Вазари сообщает, что во время проживания во Флоренции Джованни да Милано сотрудничал с Таддео Гадди, однако его версия не имеет документального подтверждения. Этот период считается расцветом творчества Джованни.