Джокер (DC Comics)


Джо́кер (c англ. Joker — шутник, балагур) — суперзлодей DC Comics, главный и заклятый враг[47] супергероя Бэтмена[1]. Джокер носит фиолетовый костюм и сражается при помощи предметов, которые стилизованы под реквизит клоуна. Считается одним из величайших персонажей и злодеев комиксов, популярность которого позволила ему появиться во всевозможных продуктах массовой культуры.

Биллу Фингеру, Бобу Кейну и Джерри Робинсону[en] приписывают создание Джокера, но их мнения о задумке персонажа различаются, каждый из них выдвинул свою версию событий. По утверждениям Фингера, Кейна и Робинсона, Фингер предложил взять за основу образа Джокера персонажа Гуинплена (человек с обезображенным лицом, на котором постоянно находится улыбка) в исполнении Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеётся[en]» Пауля Лени по одноимённому роману Виктора Гюго, а Робинсон сделал набросок игральной карты с лицом Джокера[48][49]. Также есть версия о влиянии Измождённого Белого Герцога (сценического образа Дэвида Боуи) на облик Джокера[50].

Прошлое Джокера остаётся покрытым мраком до сих пор, несмотря на более чем восьмидесятилетнюю историю персонажа. DC продолжают придерживаться теории Алана Мура о многовариантном прошлом зловещего клоуна.

Возможно, даже сам Джокер уже не помнит, кем он был до того, как стал Джокером. По наиболее распространённой версии человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а, возможно, и гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении карточной фабрики[51]. В результате он сошёл с ума, обрёл белую кожу, чёрные круги вокруг глаз и зелёные волосы, а на лице у него навсегда застыла улыбка. В дальнейшем Бэтмен и комиссар Гордон прилагают немало усилий для того, чтобы поймать Джокера. Им это удается, и злодея помещают в психиатрическую лечебницу Аркхэм, из которой Джокер впоследствии неоднократно сбегает.

Однако, никаких официальных подтверждений происхождения Джокера не было. Многие из версий были отвергнуты как прикрытия или ложь о его прошлой жизни, либо ложь о том, что он не знает своего прошлого. Сам Джокер так говорит об этом («Убийственная шутка», 1988):

— Иногда я помню одно, иногда другое… В конце концов, если уж я обязан иметь прошлое, то почему только одно? Ха-ха-ха!