Джоли, Антонио


Анто́нио Франчéско Лодовико Джо́ли итал. Antonio Francesco Lodovico Joli; 13 марта 1700, Модена — 29 апреля 1777, Неаполь) — итальянский живописец и театральный декоратор, мастер живописной ведуты (документально точного изображения городского пейзажа) и каприччио (жанра архитектурных фантазий), работавший при различных европейских дворах.

Сын Лодовико Джола, или Джоли, Антонио обучался живописи в мастерской художника Рафаэлло Ринальди, известного как «иль Мениа» (il Menia), и после первых занятий в родном городе в 1720 году переехал в Рим, где смог совершенствоваться вместе с Джованни Паоло Паннини из Пьяченцы в студии Галли-Бибьена. Интересуясь рисованием античных руин перспективой и Сценографиясценографией, Антонио Джоли дополнил свое обучение вниманием к изображению городских и морских пейзажей, вдохновлённый примерами живописца голландского происхождения Гаспара ван Виттеля и архитектора Филиппо Юварры, который в то время находился в Риме[4].

В дальнейшем Паннини привил Антонио Джоли вкус к построению иллюзорного пространства на театральных подмостках. Позднее, некоторые из живописных каприччио (фантазий) Джоли даже принимали за самого Паннини. Начиная с 1732 года Антонио Джоли начал работать при различных итальянских и европейских дворах, сначала в Перудже, в Палаццо Доннини и Палаццо Крисполти, где задокументирована его первая деятельность в качестве пейзажиста и сценографа. Упоминание об Антонио Джоли, как о мастере перспективной живописи датируется 28 сентября 1735 года, когда Иоганн Маттиас фон дер Шуленбург (1661—1747) заплатил ему 14 золотых дукатов за картину «Вид Вероны»; в следующем году художнику было выплачено уже 16 дукатов за вид Неаполя.

В 1732 году Антонио Джоли переехал в Венецию, где работал художником оперных постановок в Театре Сан-Джованни Хризостомо и Театре Сан-Самуэле семьи Гримани. Первое упоминание о пребывании Антонио Джоли в Венеции пришлось на день празднования Вознесения 1732 года, когда была сыграна опера в выполненных им декорациях. В Венеции Джоли познакомился с художниками Каналетто и Бернардо Беллотто, творчество которых повлияло на внимание Джоли к изображению «дальних перспектив». В 1742 году он отправился в Дрезден, а затем в Лондон (1744—1748) и Мадрид (1750—1754). В Лондоне он украсил ричмондский особняк Джона Джеймса Хайдеггера, тогдашнего директора Королевского театра на Хеймаркет[5].