Джонс, Оуэн (архитектор)


Оуэн Джонс (англ. Owen Jones, 15 февраля 1809, Лондон — 19 апреля 1874, Лондон) — английский архитектор-декоратор, писатель, теоретик искусства и художник декоративно-прикладного искусства.

Родился в Лондоне в семье антиквара из Уэльса Оуэна Джонса Старшего (1741—1814), активного деятеля обществ валлийской культуры. В семье говорили на валлийском языке. Джонс младший учился архитектуре в Школе Королевской Академии (Royal Academy Schools), входившей в состав Королевской Академии искусств[4].

Джонс участвовал в организации и планировании экспозиции Первой всемирной выставки в Лондоне 1851 года. Его дружба с сэром Генри Коуэлом, организатором выставки и первым директором Южно-Кенсингтонского музея (с 1899 года Музей Виктории и Альберта) привела его к работе по созданию этого выдающегося музея. На основе собственных материалов в 1856 году Оуэн Джонс опубликовал книгу «Грамматика орнамента» (The Grammar of Ornament). Джонс искал основы современного стиля в декоративно-прикладном искусстве, минуя как неоклассицизм, так и эклектику поверхностных стилизаций художников «готического возрождения» (Gothic Revival). Он был убеждён, что на основе исламского орнамента, в котором главенствует геометрия и математика, можно создать и подлинно современный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. В то же время в современный стиль должны войти «все лучшие элементы исторических стилей». В этом отношении Оуэн Джонс предвосхитил идеи Уильяма Морриса[5].

В связи с работой над книгой об орнаментах Альгамбры Джонс занялся совершенствованием технологии хромолитографии (цветной печати), которую он применял и для других изданий книг с собственными иллюстрациями. Он также разрабатывал новые технические и художественные приёмы изготовления книжных переплётов из тиснёной кожи и других материалов, пригодных как для дорогих, так и для массовых изданий. Для этого он изучал средневековую технику книжного дела.

Во время проведения «Великой выставки» 1851 года Оуэн Джонс отвечал не только за изготовление декоративных элементов знаменитого «Хрустального дворца», построенного Джозефом Пакстоном из железа и стекла, но и за внутреннее оформление выставочных помещений в содружестве с архитектором М. Д. Уайеттом. Основываясь на своих исследованиях полихромии в архитектуре Древнего Египта, Греции и мусульманской Альгамбры, Джонс применил трёхцветную окраску металлических конструкций внутреннего пространства дворца: красным, жёлтым и синим. Столь непривычное решение вызвало отторжение у консервативной публики викторианской эпохи и резкую критику в газетах и журналах того времени.