Олкок, Джон


Сэр Джон Олкок (англ. John William Alcock; 18921919) — английский авиатор, капитан; пилот первого в мире беспосадочного трансатлантического перелета по маршруту Ньюфаундленд — Клифден в 1919 году.

Родился 5 ноября 1892 года в местечке Seymour Grove рядом с городом Стретфорд (Большой Манчестер), Англия.

Первоначально учился в школе городка Heaton Chapel (Стокпорт), затем в школе Heyhouses School городка Lytham St Annes. Впервые заинтересовался авиацией в возрасте 17 лет. Сначала работал на заводе Empress Motor Works в Манчестере. В 1910 году стал помощником руководителя работ Чарльза Флетчера (англ. Charles Fletcher), одного из пионеров авиации, и Нормана Кроссланда (англ. Norman Crossland), инженера по моторам, основателя Манчестерского аэроклуба. В этот период Олкок познакомился с французом Морисом Дюкроком (фр. Maurice Ducrocq), пилотом и торговым представителем итальянской компании Spirito Mario Viale в Великобритании

Дюкрок взял Джона слесарем на аэродром Brooklandsу Вейбриджа в графстве Суррей, Англия, где учил Олкока летать. Здесь же в 1912 году Джон Олкок получил лицензию лётчика. Затем некоторое время он выступал в автомобильной компании Sunbeam Car Company в качестве гоночного пилота. Летом 1914 года Олкок участвовал в перелёте Хендон — Бирмингем — Манчестер на биплане «Фарман», приземлившись на манчестерском аэродроме Trafford Park Aerodrome.

С началом Первой мировой войны Олкок стал служить в авиации Королевских военно-морских сил (англ. Royal Naval Air Service) в качестве унтер-офицера, инструктора в Королевской военно-морской летной школе (англ. Royal Naval Flying School) в местечке Eastchurch в графстве Кент. В декабре 1915 года получил звание младшего лейтенанта. В 1916 году был переведён в эскадру на Мудрос на греческом острове Лемнос. Из находящихся здесь брошенных и поломанных самолётов собрал собственный самолёт Alcock Scout[en].

30 сентября 1917 года, пилотируя самолёт Sopwith Camel, Джон Олкок атаковал три самолёта противника, два из которых рухнули в море. За это он был награждён британским крестом «За выдающиеся заслуги». Затем, управляя бомбардировщиком компании Handley Page, он вылетел на рейд Константинополя. Возле Галлипольского полуострова у самолета заглох один двигатель, и Олкок решил возвращаться на базу. Но заглох и второй двигатель, в результате чего самолет упал в Эгейском море в заливе Сувла. Экипаж самолета (3 человека) не был замечен британскими эсминцами, и летчики вплавь добрались до берега. Все они были взяты в плен и оставались в Турции до окончания войны. Вернувшись в Англию, Олкок в марте 1919 года ушёл со службы в Королевских ВВС и стал работать в компании «Виккерс» (англ. Vickers).