Асано (дзайбацу)


«Асано» (яп. 浅野財閥) — было самым большим из общенациональных дзайбацу второго ряда и, таким образом, являлось пятым по величине дзайбацу Японии[1].

В 1940 году у дзайбацу «Асано» было 64 компании[2]; а в 1943 году – 94 компании[3]. В этот период «Асано» практически монополизировал цементную промышленность Японии[4].

Происхождение дзайбацу «Асано» заметно отличается от других дзайбацу, так как развивалось не из политического бизнеса купеческих семей или семейного горнодобывающего предприятия[источник не указан 1346 дней].

Основатель дзайбацу Асано Соитиро[en] приехал в Токио из префектуры Тояма и прошёл путь от торговца сахарной водой до хозяина различных малых предприятий розничной торговли: дровами, древесным и каменным углём. В это время одним из основных способов использования каменного угля было получение из него коксового газа, использовавшегося в осветительных приборах. При производстве газа уголь нагревают до высокой температуры без доступа кислорода, в результате чего образуется кокс. Кокс является ценным топливом и необходим в чёрной металлургии, но в то время кокс больше нигде не использовался.

Асано увидел возможность использовать кокс в качестве топлива на открытом 16 апреля 1883 государственном цементном заводе Сэмэнто коба (яп. セメント工場), где цемент производился нагреванием глины и известняка до высокой температуры. Асано убедил также Токийскую бумажную фабрику использовать кокс в качестве топлива. После успеха продаж кокса в качестве топлива, Асано перешёл к захвату основной доли рынка угля, сбывая продукцию государственной угольной шахты на Хоккайдо. В 1884 году он выкупил государственный цементный завод. В феврале 1898 года завод был преобразован в компанию «Асано сэмэнто», которая в октябре 1912 года была преобразована в акционерное общество, а в процессе ликвидации дзайбацу после Второй мировой войны переименована в «Нихон сэмэнто». 1 октября 1998 года она объединилась с акционерным обществом «Титибу Онода» в АО Taiheiyo Cement[en], крупнейшего производителя цемента в Японии.

Для вывоза угля с Хоккайдо и перевозки цемента собственного производства, в ноябре 1886 Асано приобрёл четыре парохода. На их базе 1 июля 1896 года создана судоходная компания Toyo Kisen K.K. В процессе ликвидации дзайбацу она была переименована в Toyo Shosen K.K.; в январе 1950 компания вернула себе прежнее наименование, а 31 марта 1960 была поглощена Nippon Yusosen K.K.