Дзингудзи


Дзингудзи (яп. 神宮寺 дзингу:дзи, храм-святилище) — буддийский храм при синтоистском святилище в Японии. Возведение дзингудзи соответствовало синкретической концепции симбуцу сюго[1][2].

Возведение буддистских храмов, посвящённых ками, началось в VII веке и упоминается в сборнике Нихон рёики. Первые храмы, названные дзингудзи и связанные с конкретным святилищем, появились веком позже (первый из них, Кэхи дзингудзи, был основан в 715 году). В конце эпохи Нара, в правление регента Сётоку, императорский двор определил буддийский храм Окасэдэра в провинции Исэ как дзингудзи святилища Исэ[1][2].

Первые подобные храмы основывали буддийские монахи, которые верили, что подобным образом помогают тем, кто переродился как ками, освободиться от страданий. Например, странствующий монах Манган основал храмы в Касиме и Тадо. На местах их поддерживали настоятели святилищ и знатные рода[1][2].

В эпоху Хэйан появился иной тип комплексов, называемый миядэра (яп. 宮寺). Эти комплексы брали за пример административную модель буддистского монастыря — они находились под управлением буддийских монахов (сясё), чьи посты были наследственными, им позволялось вступать в брак. Синтоистские священнослужители играли подчиненную роль. Как правило, под влиянием буддизма дары местным ками были только растительными. Примерами миядэра служат Ивасимидзу Хатиман-гу и Китано Тэммангу, а также многие святилища, связанные с культом гор[1][2].

В результате политики симбуцу бунри (размежевание синто и буддизма) в эпоху Мэйдзи большинство таких комплексов были ликвидированы, в число немногих сохранившихся дзингудзи входят Вакасахико-дзиндзя и Сэйгантодзи в Кумано-Нати-тайся[1][2].