Нихон рёики


«Нихон рёики» (яп. 日本霊異記 Нихон рё:ики, «Японские легенды о чудесах») — сборник сэцува, составленный в начале периода Хэйан. Является самым ранним сборником буддийских историй в Японии. Полное название сборника — Нихонкоку гэмпо дзэнъаку рёики (яп. 日本国現報善悪霊異記 Нихонкоку гэмпо: дзэнъаку рё:ики, «Записи о стране Японии и о чудесах дивных воздаяния прижизненного за добрые и злые дела»). Составителем «Нихон рёики» является монах Кёкай из Якуси-дзи[1][2][3].

«Нихон Рёики» это один из древнейших сборников буддийских рассказов, которые предназначались для проповеди в народе[1].

Памятник состоит из трёх свитков, в начале которых есть вступления. В третьем свитке есть эпилог. Всего в «Нихон Рёики» собрано 116 сэцува[2].

Точная дата написания литературного памятника не ясна, отрывок который что-то об этом может сказать в научной среде признан спорным. В предисловии к третьему свитку говорится о трёх эпохах нынешней кальпы: эпохе истинного закона, фальшивого закона и конца закона. В этом отрывке утверждается, что мы уже живем в эпохе конца закона (по-японски — Маппо), хотя представления о Маппо в куда более широких массах возникли значительно позже, а именно в конце Хэйан, а не в начале, когда был написан «Нихон рёики». О дате написания в этом отрывке говорится так: «ныне 6 год эры Энряку, 236 лет прошло после прибытия Будды, Дхармы и Сангхи»[1].

Согласно этому отрывку «Нихон рёики» написан в эру Энряку (782—805), в 787 году. Но существуют теории, которые говорят о том, что составлен Нихон рёики был в эру Конин (810—824). Согласно этим же теориям, отрывок является поддельным, при этом есть предположение, что даты подделал сам Кёкай. Если этот отрывок действительно говорит правду, то первое упоминание об эсхатологических буддийских идеях в Японии находится именно в «Нихон рёики». Само слово «Маппо» встречается во всём сборнике лишь один раз[1].

В Хонтё Косо-дэн («Биографии выдающихся монахов»), которую написал монах Сибан, есть скудная и неточная биография Кёкая: в ней нет ни даты рождения, ни даты смерти, доктринальной же основой Кёкая указывается школа Юисики. Сибан написал это только из-за того, что школа Юисики возникла в Якуси-дзи, который продолжал быть центром этой школы еще долгое время. На самом же деле, нельзя сказать, что на момент жизни Кёкая у каждого храма обязательно была только одна школа, которой придерживались все постояльцы. Поэтому говорить о приверженности Кёкая какому-то конкретному направлению японского буддизма трудно[1].