Дзинцу (лёгкий крейсер)


Дзинцу (яп. 神通) — японский лёгкий крейсер, второй из серии крейсеров типа «Сэндай». Служил в императорском флоте Японии во время Второй мировой войны. Назван в честь реки Дзиндзу, протекающей в префектурах Тояма и Гифу в центре Японии[2]. Участник морских сражений Второй мировой войны на Филиппинах, в Яванском море и у атолла Мидуэй. 13 июля 1943 года в битве при Коломбангара был обнаружен американскими крейсерами в ходе ночного рейда и потоплен. Флагманский корабль флотилии эсминцев.

Крейсера типа «Сэндай» строились в Японии в рамках программы «восемь-восемь»[англ.]: первый корабль планировалось принять на вооружение в 1921 году, однако Вашингтонское морское соглашение привело к отмене строительства сначала последних четырёх крейсеров данного типа, а потом и четвёртого крейсера. Японский флот в итоге решил сконцентрироваться на строительстве тяжёлых крейсеров[3].

Лёгкие крейсера типа «Сэндай» были дальнейшим продолжением серии лёгких крейсеров «Нагара» водоизмещением 5500 т, сохраняя похожий внешний вид, энергетическую установку и вооружение. Их котлы, однако, располагались более удачно: у них было 4 паровых турбины, а не 3, что давало более высокую скорость 35 узлов. «Сэндай» и «Дзинцу» можно было узнать по носу с наклонным форштевнем, а у достроенной в конце «Наки» был нос с развалом бортов, более характерный для тяжёлых крейсеров[3].

У каждого корабля на носу был ангар для взлёта гидросамолётов, однако до установки специальной катапульты в 1929 году ни один подобный крейсер гидросамолёты не перевозил. Позже катапульту убрали, а между 1934 и 1937 годами катапульту установили на задней палубе. Вооружением были семь 140-мм корабельных орудий Тип 3 с защитными щитами, два 76-мм корабельных орудия Тип 41 без щитов и два 13,2-мм зенитные пулемёты Тип 93. Торпедное вооружение — восемь торпед Тип 93 в четырёх сдвоенных торпедных аппаратах[4], позже были сделаны два счетверённых аппарата[5]. Броня — 64 мм для броневого пояса и 29 мм для броневой палубы.

«Дзинцу» заложен 4 августа 1922 года на стапелях судостроительной верфи «Кавасаки» в Кобе, спущен на воду 8 декабря 1923 года и завершён 21 июля 1925 года. 24 августа 1927 года во время учений у маяка Дзицосаки в префектуре Симане случайно протаранил и затопил эсминец «Вараби». Капитан крейсера Кэйдзи Мицусиро совершил самоубийство. Крейсер пришлось отбуксировать в военно-морской арсенал Майдзуру[англ.] для крупномасштабного ремонта 5 сентября: нос с наклонным форштевнем заменили на нос с развалом бортов[6].

В 1928 году «Дзинцу» был назначен прикрывать высадку японцев в провинцию Шаньдун после Цзиняньского инцидента[англ.], позже стоял в порту Циндао. В 1929—1937 годах патрулировал китайское побережье, обеспечивая с 1937 года после начала войны высадку японских войск. С 1 по 15 декабря 1938 года капитаном корабля был Райдзо Танака[6].