Диалектика пола


«Диалектика пола: аргументы в пользу феминистской революции» (англ. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution) — книга радикальной феминистской активистки Шуламит Файрстоун, изданная в 1970 году. Написанная за несколько месяцев, когда Файрстоун было 25 лет, она была названа классикой феминистской мысли[1][2].

Файрстоун утверждает, что «классовая половая система»[3] предшествует любой другой форме угнетения и работает глубже, и что искоренение сексизма потребует радикального переустройства общества: «Первые женщины бегут от резни, и, трясясь и шатаясь, начинают находить друг друга. … Это болезненно: сколько бы уровней сознания ни достиг человек, проблема всегда уходит глубже. Это повсюду. … феминистки должны подвергнуть сомнению не только всю западную культуру, но и организацию самой культуры, а далее, даже саму организацию природы»[4].

Она писала, что целью феминистской революции должно быть «не только устранение мужских привилегий, но и самого различия полов», чтобы генитальные различия больше не имели культурного значения[5].

Теории Файрстоун были описаны профессором философии Мэри Энн Уоррен следующим образом: Файрстоун утверждает, что биологическая половая дихотомия, особенно биологическое разделение труда в воспроизводстве, является основной причиной мужского господства, эксплуатации экономического класса, расизма, империализма и экологической безответственности. Сексуальное неравенство — это «угнетение, которое восходит за пределы письменной истории к самому животному царству»: в этом смысле оно было универсальным и неизбежным, но теперь существуют культурные и технологические предпосылки, которые делают его устранение возможным и, возможно, необходимым для выживания человечества[2].

Файрстоун описывает свой подход как диалектический материализм, более радикальный, чем у Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Она считает, что в своей озабоченности экономическими процессами Маркс и Энгельс не смогли уловить «половой субстрат исторической диалектики». В отличие от Энгельса, она утверждает, что мужское господство имеет биологическую основу и как таковое существовало задолго до института частной собственности и моногамной патриархальной семьи, порождённой частной собственностью. Мужское господство является результатом «биологической семьи», будь то матрилинейная или патрилинейная, и неизбежной зависимости женщин и детей в семье от мужчин в плане защиты, если не средств к существованию. Древних матриархатов (обществ, управляемых женщинами) не существовало, и явно более высокий статус женщин в матрилинейных культурах объясняется лишь относительной слабостью мужчин. Какой бы ни была система родословной, уязвимость женщин во время беременности и длительный период младенчества человека требуют защитной и, следовательно, доминирующей роли мужчины[2].