Матриархат


Матриарха́т (от греч. μήτηρ, μάτηρ «мать» + ἀρχή «господство, начало, власть»; букв. «власть матери»), также гинекокра́тия[1] (от греч. γῠνή «женщина» + κράτος «власть») — гипотетическая форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества[2]. В современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало[2].

Матриархатом иногда также называют форму власти, при которой высший орган власти сформирован исключительно из женщин или при доминировании женщин. Появление гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей XVIII и XIX веков, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофен и Л. Г. Морган. В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время ставилось под сомнение, однако поздние исследования подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия на Древнем Востоке. В. Н. Дьяков доказывал существование матриархата у всех древних народов[3].

Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества[4][5][6][7][8][9][2].

Даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума признают, что в реальности некоторый рост общественного статуса женщин нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия; считается, что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата»[10][11]. По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства — типично «женского» занятия в отличие от «мужской» охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе[11]. Впоследствии, по мере механизации земледелия и скотоводства, социальная роль женщин упала.

Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного[12] порядка.

Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулат (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. В матрилокальных обществах мужчины живут в семье матери вместе со своими сёстрами по материнской линии и их детьми. Родственниками считаются только единоутробные братья и сестры, собственность семейная.