Дидима


Дидима, Дидимы[2][3] (др.-греч. Δίδυμα) — античный город, существовавший в древности на западном побережье Малой Азии, на нынешней территории Турции.

Город Дидима, находящийся близ современного турецкого города Дидим, был известен своим огромным храмом бога Аполлона, одним из крупнейших в Ионии, с находившимся при нём священным оракулом[4]. В настоящее время храм Аполлона в Дидиме относится к наиболее сохранившимся крупным постройкам времён античности.

Дидима была создана близ крупного торгового и морского центра Ионии — Милета, с которым её связывали как морское сообщение, так и проложенная в IV веке до н. э. «священная дорога».

Согласно легенде, здесь на месте, где находился оракул, красавица Лето родила от Зевса сына, бога Аполлона. Позднее здесь Аполлон явился перед местным пастухом по имени Бранх, и наделил последнего даром предсказания. От этого пастуха берёт начало карийский жреческий род Бранхидов, возглавлявших храмовое хозяйство вплоть до начала Греко-персидских войн. Позднее жрецами здесь становились выходцы из знатных семейств Милета.

По некоторым сведениям, Дидима была основана в самом начале I тысячелетия до н. э. Уже к VII веку до н. э. храмовый оракул приобретает международную известность. Как сообщает Геродот, подарки храму присылали египетский фараон Нехо II и лидийский царь Крёз. При археологических раскопках на территории храма были обнаружены многочисленные священные дары, переданные храму паломниками. Геродот также сообщает, что царь Персии Дарий I после подавления греческого восстания в Ионии и падения Милета в 494 году до н. э. осквернил и разграбил храм и оракул в Дидиме. По сообщениям Страбона и Павсания, персидский царь Ксеркс I после поражения своих войск в битве при Платее в 479 году до н. э. приказал разрушить оракул. Жрецы-бранхиды добровольно выдали персам накопленные в храме сокровища, после чего уехали в Персию. Археологические изыскания не обнаружили на территории храма следов пожаров, относящихся к периоду 494—479 годов до н. э., однако установлено, что в последующие 150 лет здесь велось обширное (по-видимому, восстановительное) строительство.

В последней трети IV века до н. э. храм и оракул, прежде автономные, входят в состав полиса Милет. Милет проводит работы по расширению храма Аполлона и назначает своих представителей в храм в качестве прорицателей и жрецов. Во времена владычества римлян в Малой Азии Юлий Цезарь расширяет права храма (в том числе и право на предоставление убежища). Калигула предпринимает попытку присвоения храма, а также окончания его строительства. Траян строит «священную дорогу», соединившую Дидиму с Милетом (около 100-го года), и выкладывает её на территории святилища каменными плитами. С 177 года Коммод повелевает поклоняться в храме его обожествлённому образу.