Ридруэхо, Дионисио


Диони́сио Ридруэ́хо (исп. Dionisio Ridruejo, 12 октября 1912, Бурго-де-Осма, пров. Сория — 29 июня 1975, Мадрид) — испанский поэт «поколения 1936 года», политический деятель.

Учился в церковных школах Сеговии, Вальядолида и Мадрида, поступил в университет Марии Кристины в Эскориале, в 1933 присоединился к Испанской Фаланге, стал одним из авторов фалангистского гимна «Лицом к солнцу».

Вступил в Фалангу в 1933 году в возрасте 21 года, потому что «видел вокруг себя массу злоупотреблений, творившихся под флагом законности. Крупный капитал и государственная бюрократия измывались, как хотели, над простыми людьми»[3].

В годы Гражданской войны возглавил Управление пропаганды в правительстве Франко (впрочем, не очень высоко оценивая свою профессиональную деятельность на этом посту: Ридруэхо позже вспоминал, что уровень мастерства республиканских изданий был на порядок выше фашистских[4]), привлёк на свою сторону своего друга лингвиста Антонио Товара, ранее симпатизировавшего республиканцам (последний возглавил Национальное радио Испании). Получил прозвище «Испанский Геббельс»[5].

В конце 1940 года Ридруэхо покидает пост генерального директора Управления пропаганды, засомневавшись «в справедливости дела, которому служил», и переходит на работу в журнал «Эскориал»[4], в котором работала вся не уехавшая в эмиграцию интеллигенция. На этом посту Ридруэхо пытался добиться «смягчения крайностей» франкизма. В 1941 в рядах Голубой дивизии добровольцем отправился вместе с гитлеровскими войсками воевать на советский фронт в надежде убежать от реалий фашистской Испании, с которыми он не мог мириться, но и пока не решался открыто порвать[6].

Рад встретиться с советским человеком… Вы знаете, я бывал в вашей стране. Правда, заявился туда не в качестве друга, а вместе с гитлеровскими завоевателями. И скажу: эта авантюра послужила для меня хорошим уроком. Именно на вашей земле я понял то, о чём только начал догадываться, когда в Испании затихли сражения гражданской войны: фашистская диктатура — это величайшая трагедия для целых народов и для каждого человека в отдельности, какое бы место он ни занимал в обществе[3].