Дистанционный монтаж


Дистанционный монтаж — в кинематографии: вид монтажа при сборке фильма. Основоположником является армянский режиссёр и кинотеоретик Артавазд Пелешян. Главной чертой данного монтажа является оппозиция советским монтажным теориям 1920-х годов: основным при сборке фильма нужно считать не склеивание или столкновение опорных кадров вместе, а их расклеивание или создание дистанции.

Сам создатель теории признаёт связь дистанционного монтажа с монтажными теориями Вертова и Эйзенштейна.

Для дистанционного монтажа критерием отбора материала является не фактическое содержание кадров, а образное звучание, его выразительность, способность передавать обобщение. Съёмки реальных фактов могут дополняться постановочными съёмками.

Несмотря на неписаные правила монтажа, Пелешян А. А. говорит о том, что крупный план можно непосредственно монтировать с общим планом без перехода на средний. Крупный план в дистанционном монтаже предназначен не для рассмотрения тех или иных деталей, а для передачи обобщающего образа, который несёт в себе бесконечную символику.

Изображение и звук в таком виде монтажа выражают единый образ, единую мысль, единое эмоциональное ощущение, они должны быть неразделимы. Звук должен выполнять идейную и образную функцию, он не может быть дополнением к изображению.

Главным способом выражения мысли для Пелешяна является монтаж. Часть фильма не может быть изменена без изменения всей пропорции фильма и композиционного времени. Основной чертой и отличием дистанционного монтажа от монтажных теорий 1920-х годов является постулат о том, что главный акцент монтажной работы — это не «стыковка», а «расстыковка», не склеивание кадров, а их расклеивание. Пелешян в своих работах между двумя опорными монтажными кусками, которые несут важную смысловую нагрузку, создаёт дистанцию при помощи некоего количества монтажных звеньев, поэтому такой вид монтажа называется дистанционным. Сам автор теории считал, что при таком способе построения фильма достигается более глубокое выражение смысла, чем при непосредственном склеивании. В таком строении фильма легко можно заметить элементарный повтор, но суть метода не сводится только к повтору, а к приданию фильму поэтической завершённости. Опорные кадры имеют связь не только между собой, они помогают смысловому развитию тех кадров, которыми они окружены и с которыми не имеют прямой связи. Каждый раз опорные кадры появляются в разном контексте, режиссёр может смонтировать и эти контексты при помощи повторения опорных кадров.