Дзига Вертов


Дзи́га Ве́ртов (при рождении Давид А́белевич Ка́уфман[1], впоследствии известен также как Дени́с Абра́мович и Денис Арка́дьевич Кауфман; 21 декабря 1895 [2 января 1896], Белосток — 12 февраля 1954, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством приёмов и техник, включая методики «скрытая камера» и «киноглаз[en]»[2][3]. Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории[4].

Я, слуга рабочего класса, отдаю все силы без остатка на службу этому классу не по принуждению, а сознательно и добровольно.Дзига Вертов

Давид Абелович Кауфман родился 21 декабря 1895 (2 января 1896) года в Белостоке (Гродненская губерния, Российская империя; ныне Польша) в семье букиниста Абеля Кушелевича Кауфмана[5], владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами, и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, заключивших брак в Белостоке в 1894 году. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (от укр. дзиґа — волчок). В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 19181919 годах — составитель-монтажёр журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924 годы). Под его руководством был сделан первый советский мультфильм «Сегодня» (1923). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике[6], Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино[7][8][9][10]. Фильм «Кино-глаз» в 1925 году получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже[11][12]. С переездом Вертова на Украину распалась группа «Киноки»[13], руководителем которой он был.

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящён двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой Отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).