Дистлер, Хуго


Ху́го Ди́стлер (нем. Hugo Distler; 24 июня 1908, Нюрнберг — 1 ноября 1942, Берлин) — немецкий композитор, виднейший представитель евангелической хоровой и органной музыки XX столетия[4].

Внебрачный сын швеи, Хуго Дистлер после отъезда матери в США (в связи с замужеством) был передан на воспитание дедушке и бабушке[5]. В детстве обучался игре на фортепиано, но обучение было прервано из-за финансовых проблем[4].

По окончании средней школы в 1927 году Дистлер поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1931 году; учился у К. А. Мартинссена по классу фортепиано и у Г. Грабнера — композиции. Там же, в Лейпциге, в Институте церковной музыки, Дистлер овладел игрой на органе под руководством Гюнтера Рамина, органиста церкви Св. Фомы (Thomaskirche)[5].

С 1931 года Дистлер служил органистом и регентом в церкви Св. Иакова в Любеке; одновременно он возглавил Любекский камерный оркестр[4]. В 1932 году Дистлер создал два мелодически и ритмически оригинальных хоровых произведения — «Немецкую хоровую мессу» и «Маленькую музыку на адвент»[4].

Евангелическая церковная музыка оказалась в немилости у национал-социалистов: в 1933 году Дистлеру вместе с другими церковными композиторами в специальном заявлении пришлось отстаивать своё право не ориентироваться на классику и романтику, как того требовали идеологи НСДАП[4]. На протяжении 30-х годов признанию творчества Дистлера постоянно сопутствовали и нападки со стороны национал-социалистов: его «Песня о колоколе» была названа «негроидной музыкой», а за сочинённый в 1936 году Концерт для клавесина он был обвинён в «культур-большевизме»[6].

С 1937 года Дистлер преподавал игру на органе и композицию в Штутгартской высшей школе музыки, где также руководил хором. В 1939 году на фестивале хоровой музыки в Граце «ошеломляющий» успех имели его сочинения «Новый хоровой песенник» (1938) и «Мёриковский хоровой песенник» (1939, на стихи Э. Мёрике)[6]. С 1940 года Дистлер преподавал контрапункт в Берлинской высшей школе музыки; среди учеников — Серджиу Челибидаке. В 1942 году композитор был назначен директором Берлинского государственного и Кафедрального хоров.