Романтизм


Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризует культ разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке. В эпоху романтизма оформляется образ романтического героя, а также многие феномены и ритуалы современной жизни: туризм, альпинизм, пикник. Одна из главных идей романтизма — восстановление единства человека и природы [источник не указан 34 дня]. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией[источник не указан 34 дня].

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос[источник не указан 34 дня]. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического мировосприятия[2].

Романтизм был связан с интересом к истории. Начинают проводиться исторические изыскания для того, чтобы показать древность народа, древность национального единства (романтический национализм)[источник не указан 34 дня]. В философии романтизма народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является лишь её малой частью. В романтизме были и шовинистические, национально-высокомерные мотивы. Так, если Эйхендорф был горд, что немцы не хуже других, то Клейст был убеждён, что они лучше других[3][4].


Жан-Жак Руссо послужил идейным вдохновителем для европейских романтиков.
Портрет поэта В. А. Жуковского, О. А. Кипренский, 1815 (1816).
Портрет М. Ю. Лермонтова…, П. Заболоцкий, 1837.
Franz Schubert, Wilhelm August Rieder, 1875
Шопен — Минутный вальс, оп.64
И. Брамс — Венгерский танец