Покрасс, Дмитрий Яковлевич


Дми́трий Я́ковлевич Покра́сс (1899—1978) — советский композитор, дирижёр, пианист. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Родился 26 октября (7 ноября1899 год в Киеве, в еврейской семье уроженца Городища Якова Моисеевича Покраса (?—1932)[1] и Фаины Львовны Покрасс (в девичестве Магарик, 1868—1968). У него были старшие братья Аркадий (1898—1961, пианист) и Самуил, младший брат Даниил и сестра Изабелла (1908—?). Все четверо брата Покрасс были композиторами.

В возрасте восьми лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечётку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и весёлых украинских плясок.

В 1914—1917 годах обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. И. Гелевера. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра И. Кремер, А. Н. Вертинского, В. А. Сабинина, В. Я. Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальс-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на стихи П. Д. Германа, О. Осенина).

В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором. В 1918—1919 годах в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми» (вместе со старшим братом Аркадием). В 1919 году написал «Марш Дроздовского полка». В 1919—1921 годах служил в Первой Конной армии. В честь занятия Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Будённого» (1920, стихи А. А. Д’Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил ещё несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», стихи Д. Бедного, кантату «Вперёд», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на стихи С. К. Минина).

С 1923 года жил в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, цыганскому хору, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии — стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.