Додзин


Додзин (яп. 同人 до:дзин, букв. «одинаковые люди» или «единомышленники») — японское понятие, означающее группу друзей или единомышленников, которые разделяют общие интересы, увлечения, хобби.

В Японии этот термин употребляется применительно к любительским самостоятельно публикуемым работам, включая мангу, ранобэ, фанбуки, коллекции иллюстраций, музыку, аниме и видеоигры. Некоторые профессионалы публикуют свои работы таким образом, чтобы избежать традиционной издательской индустрии. Любители образуют додзин-кружки (яп. 同人サークル до:дзин са:куру, от англ. circle), то есть круг людей, которые занимаются производством и распространением материала (так, независимая манга называется додзинси, музыка — додзин-онгаку, а игры — додзин-гэму) для единомышленников на специальных мероприятиях — додзин-ярмарках, крупнейшей из которых является Комикет.

В исследовании от агентства Media Create[англ.] говорится, что от 1,65-миллиардной индустрии отаку в 2007 году додзин-продажи составили 48 % (792 миллиона долларов)[1].

В период Мэйдзи люди, которые имели общие интересы и увлечения, собирались в общества, которые выпускали журналы додзин. Старейший зафиксированный среди подобных журналов додзинси в Японии имел название кайран и принадлежал обществу Кэнюся, руководителем которого был новеллист Коё Одзаки. Этот журнал публиковал собрание дешёвого чтива.

После Второй мировой войны начали появляться журналы додзин, главной темой которых были комиксы и их японская разновидность — манга. С самого начала в этом жанре работало много художников, среди которых можно отметить Сётаро Исиномори и Фудзико Фудзио.

На Комикете для категоризации додзин-работ применяются жанровые категории, позволяющие выделить из общей массы кружки, публикующие производные от популярных франшиз работы. Они используются на официальном сайте Комикета, а также в каталогах для обозначения мест размещения тематических кружков на мероприятии, и в статистике. На Комикете-92 среди женской аудитории популярностью пользовались такие франшизы как Touken Ranbu и Yuri on Ice, в то время как Kantai Collection, Fate и The Idolmaster были популярны у мужчин[2][3].