Докование


Докова́ние — стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может быть произведена на кильблоки, клетки и смешанным способом (характерен для многих военных кораблей)[1].

Это совокупность действий для поддержания судна (корабля) и всех его элементов и механизмов в эксплуатационной готовности и для освидетельствования в сухих и плавучих доках[2], на судоподъёмниках, в эллингах или на открытых площадках судоремонтных и судостроительных заводов. Подъём осуществляют с помощью береговых или плавающих судоподъёмных сооружений (механизмов), наклонных слипов, вертикальных судоподъёмников[3][4]. Правила и этапы проведения докования строго регламентированы инструкцией «Положение о ремонте судов»[5].

Каждая компания—судовладелец ведёт наблюдение за эксплуатацией судов своего флота, их ремонтом и оформлением документаций. Исходя из текущего положения дел судовладельцы издают положения о том или ином виде докования, судоремонте и сроках их проведений в соответствии с законами, нормативными актами, назначением и типом судна[5].
Для судов возрастом до 15 лет освидетельствование подводной части судна может быть проведено на плаву без докования. Для судов возрастом 15 лет и более освидетельствование подводной части на плаву не допускают[6].

Проводят для пассажирских, деревянных и композитных судов, а также судов, работающих в северных или тропических районах, также для судов, скорость которых превышает 18 узлов[6].
Во время ежегодного докования, как правило, проходит очистка днища от морских организмов, окраска подводной части, устранение мелких дефектов, возможно проведение планово-предупредительного или малого ремонта[5].

Для остальных судов очередное докование проводят 1 раз в 5 лет. Но в течение этого периода должно быть проведено не менее двух промежуточных освидетельствований подводной части судна, а интервал между двумя промежуточными освидетельствованиями не должен превышать 36 месяцев[6].
При очередном доковании, как и при ежегодном, проходит очистка днища от морских организмов, окраска подводной части судна, и при необходимости предупредительный, восстановительный или текущий ремонт обеспечивающий бесперебойность плавания судна до следующего ремонта. Заварку любых трещин ответственных конструкций производят только по согласованию с инспекцией российского морского регистра судоходства[5].

Проводят для обеспечения промежуточного освидетельствования судна[5]. Освидетельствование судов возрастом до 15 лет может быть проведено на плаву без вывода судна из эксплуатации инспектором российского морского регистра судоходства и водолазами с помощью телевизионной камеры и ультразвукового прибора[6].