Долгоруков Николай Васильевич (1849—1918) — офицер Российского Императорского флота, кораблестроитель, наблюдающий за постройкой кораблей, инспектор кораблестроения, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров.
В службе с 1869 года. В 1872 году окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте и произведён в чин кондуктора Корпуса корабельных инженеров. Проходил службу на судостроительных заводах в Петербурге[2][3].
В 1874 году окончил кораблестроительное отделение Николаевской морской академии, в 1877 году — Минный офицерский класс[2][3].
С 1878 года под руководством корабельного инженера подполковника Н. А. Самойлова разрабатывал чертежи броненосных кораблей по заданию вице-адмирала А. А. Попова. В 1881—1882 годах участвовал в проектировании миноносцев, наблюдал за их постройкой в Англии и Франции[2].
В 1884 году во Франции окончил курс Морской инженерной школы[3]. В 1885 году на Балтийском заводе разрабатывал чертежи первого минного крейсера российского императорского флота «Лейтенант Ильин» и крейсера «Память Азова». С 1887 по 1888 годы штабс-капитан Долгоруков наблюдал на верфи Луарского общества во Франции за постройкой крейсера «Адмирал Корнилов»[4].
В 1891—1892 годах наблюдал за постройкой крейсера «Рюрик» на Балтийском заводе[5]. В 1893—1894 годах старший судостроитель Долгоруков наблюдал за постройкой в Копенгагене на верфи «Бурмейстер и Вайн» императорской яхты «Штандарт», ледокольных пароходов «Надёжный» в Дании и «Удалый» в Швеции.