Донен, Стэнли


Стэнли Донен (англ. Stanley Donen, 13 апреля 1924 — 21 февраля 2019) — американский кинорежиссёр, продюсер и хореограф, получивший на родине титул «короля голливудских мюзиклов».

Стэнли Донен родился в городе Колумбия (Южной Каролине) в еврейской семье[6]. Посещал Университет Южной Каролины, а затем при поддержке матери отправился в Нью-Йорк, где в 16-летнем возрасте дебютировал как танцор в знаменитом мюзикле Роджерса и Харта «Пол Джоуи», в котором играл начинающий актёр Джин Келли.

Кинокарьера Донена стартовала на студии Metro-Goldwyn-Mayer в качестве хореографа и танцора в музыкальном фильме «Лучший форвард» с Люсиль Болл. В 1944 году он выступил хореографом Джина Келли в знаменитой картине кинокомпании «Columbia Pictures» «Девушка с обложки» с Ритой Хейворт в главной роли.

Первой режиссёрской работой Стэнли Донена стала совместная экранизация с Джином Келли мюзикла Бетти Комден и Адольфа Грена «Увольнение в город» в 1949 году, некоторые песни для которого написал Леонард Бернстайн. Его следующим проектом стал мюзикл 1951 года «Королевская свадьба», со знаменитой сценой танца Фреда Астера на потолке. В 1952 году Доненом был закончен новый проект, «Поющие под дождём», где главную роль вновь исполнил Келли. Этот киномюзикл получил несколько премий и номинаций на многие престижные кинопремий, включая «Оскар» и «Золотой глобус», и в настоящее время считается одним из лучших голливудских мюзиклов.

В 1950-х годах на экраны вышел ещё ряд успешных мюзиклов Донена, включая «Семь невест для семерых братьев» (1954), «Всегда хорошая погода» (1955), «Забавная мордашка» (1957), «Пижамная игра» (1957) и «Чёртовы янки» (1958). С последнего началось многолетнее сотрудничество Донена с графическим дизайнером Морисом Байндером.

С кончиной эры голливудских мюзиклов карьера Стэнли Донена пошла на спад, хотя в дальнейшем он снял ещё ряд популярных комедий и драм, среди которых «Шарада» (1963), «Арабеска» (1966), «Двое на дороге» (1967) и «Ослеплённый желаниями» (1967). В 1980 году он выступил режиссёром фантастического триллера «Сатурн-3», после того как Джон Барри был снят с этой должности. Его последней работой стал телевизионный фильм «Любовные письма», вышедший на экраны в 1999 году.