Донкин, Брайан


Бра́йан До́нкин (англ. Bryan Donkin; 22 марта 1768[1][2][…], Нортамберленд — 27 февраля 1855[1][2][…], Большой Лондон[1]) — английский инженер и промышленник, разработчик первой бумагоделательной машины и создатель первой в мире коммерческой фабрики по производству консервированной продукции. Донкин был связан с рядом строительных проектов в Европе, с вычислительной машиной Чарльза Бэббиджа, созданием оборудования для типографии и многим другим. Также он был советником правительства и пользовался большим уважением среди своих современников.

Брайан Донкин родился 22 марта 1768 года. Рос в Сандхо[англ.], графство Нортамберленд[3][4], в семье инженера-геодезиста, агента по продаже земельных участков. Первоначально Брайан работал в том же бизнесе, а также с сентября 1789 по февраль 1791 года трудился управляющим имением в Ноул-Хаусе и в поместье графа Дорсетского[4].

Работая на графа Дорсетского, Брайан познакомился с инженером Джоном Смитоном, знакомым его отца, и, проконсультировавшись с ним, решил заняться инженерным делом[5]. По совету Смитона, в 1792-м Брайан стал подмастерьем мастера Джон Холла[англ.] из Дартфорда, графство Кент, который в 1785 году основал Dartford Iron Works (позже J & E Hall[англ.]). Вскоре после завершения учёбы Донкин поселился в Дартфорде. С помощью своего бывшего учителя он занялся изготовлением специальных форм для производства бумаги; в те времена практически вся бумага изготавливалась вручную и даже самые примитивные средства механизации пользовались определенным успехом.

В 1798-м Брайан Донкин женился на Мэри Бреймс (Mary Brames)[6], дочери соседа-землевладельца и садовода Питера Бреймса[7]. Этот брак сделал Донкина шурином Джона Холла, так как тот ещё в 1791-м обвенчался с Сарой (Sarah), старшей сестрой Мэри[8].

В 1801 году Донкину поручили построить прототип новой бумагоделательной машины — легендарной машины Фурдринье[англ.]. Машина эта была перспективной, но дополнительное усовершенствование ей было необходимо. В 1802-м Донкин занял помещение в Бермондси[англ.], Лондон, таким образом основав предприятие, впоследствии ставшее компанией Bryan Donkin Company, которая и в наше время всё ещё продолжает деятельность. Рабочую версию машины Брайан изготовил в 1804-м, а год спустя свет увидел доработанный вариант. К 1810 году 18 этих машин были установлены на различных заводах. Хотя изначально идея проекта принадлежала вовсе не Донкину, Брайан получил признание за доработку и улучшение прототипа. Компания Донкина ещё долгое время занималась производством машин Фурдринье и к 1851 году произвела уже почти 200 машин для использования по всему миру[9][10].