Дорожное покрытие


Дорожное покрытие — верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоёв, непосредственно воспринимающая усилия от расчётной нагрузки и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.

Покрытие может быть одно-, двух- или трёхслойным. При выборе типа будущей дороги специалисты всегда отталкиваются от совокупности факторов, главным из которых принято считать интенсивность движения транспорта на участке. Чем она выше, тем выше будет износ дорожного покрытия. Соответственно в районах постоянной эксплуатации дороги строятся прочнее. Для более «спокойных» участков используют облегченную версию, которую в случае необходимости можно переквалифицировать в переходную, если в будущем планируется повышение нагрузки. Жёсткие покрытия превалируют в густонаселенных районах с хорошо развитой инфраструктурой; они же сильно уступают нежестким дорогам в сельской местности, где жёстким покрытием обычно могут похвастаться только центральные улицы или дороги ведущие на крупные объекты сельского хозяйства.

Асфальтобетон (в разговорной речи — асфальт): на данный момент самый распространенный вид дорожного покрытия; такая популярность обоснована хорошим сочетанием цены материалов и качества готового полотна. С 1960-х годов — также прорезиненный асфальт.

Портландцементное покрытие: основание и слой износа такого покрытия обычно объединяются в один слой, который укладывается за одну операцию. Будучи правильно уложен на подготовленный подстилающий слой, портландцементный бетон даёт хорошую дорожную поверхность с высокой износоустойчивостью и прочностью покрытия. Однако технологии бетонных автодорог имеют свои минусы:

Наличие луж на поверхности дорожного покрытия является его конструктивным дефектом. Для своевременного отвода воды с поверхности дороги необходимо соблюдать государственные стандарты в области дренажа, в том числе принцип поперечного уклона дорожного покрытия. Наличие уклона не менее 4 % (4 см уклона на 1 метр) позволяет своевременно удалять осадки в дренажные системы, тем самым улучшая сцепление шин с дорогой и снижая вероятность аквапланирования.

Покрытие автомобильной дороги подвержено непосредственному воздействию эксплуатационных и природно-климатических факторов, в связи с чем именно покрытие является самой уязвимой частью дорожной одежды. Основные дефекты покрытия подразделяют на две группы: