Дочь Советской Киргизии


«Дочь Советской Киргизии» — картина советского художника Семёна Чуйкова. Является заключительным полотном цикла «Киргизская колхозная сюита» (1939—1948), по замыслу автора, отражающего изменения в жизни Советской Киргизии, произошедшие в 1930—1940-е годы. «Дочь Советской Киргизии», по мнению искусствоведов, играет центральную роль в этом цикле[2][3]. Моделью для полотна стала киргизская девочка Айжамал Огобаева из села Орто-Сай. Её близкий родственник писал позже, что, когда Чуйков создавал свою картину, девочке было 13 или 14 лет[4]. В советское время не было принято упоминать о модели для картины, девочка на полотне воспринималась обычно как аллегория «советского человека, идущего к светлой цели — к коммунизму» и «собирательный образ, поэтически воспевающий освобождённого Октябрьской революцией человека „малой“ народности нашей Родины»Перейти к разделу «#Модель художника».

Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время его можно увидеть в постоянной экспозиции одного из залов советской живописи Новой Третьяковки[5]. Авторские копии с полотна принадлежат Музею изобразительного искусства имени Гапара Айтиева в Бишкеке и Румынской национальной художественной галерее в БухарестеПерейти к разделу «#Авторские повторения картины».

Картина неоднократно представляла советское изобразительное искусство на крупных выставках за пределами СССР и Российской Федерации. На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе «Дочь Советской Киргизии» (вместе с другой картиной художника — «Дочь чабана») получила золотую медаль[6]. По мнению кандидата искусствоведения Галины Леонтьевой, «по силе и значительности образа, по эмоциональной насыщенности, по поэтической взволнованности, по яркому живописному богатству „Дочь Советской Киргизии“… по праву входит в золотой фонд советской живописи»[7].

«Крепкая загорелая девочка» идёт по степным просторам родной Киргизии (современный искусствовед Джамал Уметалиева писала о медленном, уверенном ритме движения[8][9])[10][11]. Над головой у неё высокий купол синего неба, а на линии горизонта виднеются лиловые горы. На девочке светлое платье, синяя бархатная безрукавка и красная косынка[12]. Безрукавка отбрасывает голубые блики на платье[13]. Лицо девочки спокойно, исполнено величия и одновременно теплоты, оно отражает строгие классические представления о красоте[11]. Чёрные косы обрамляют лицо девочки с высоким лбом. Они падают на спину из-под косынки[13].

Силуэт девочки «рельефно» выделяется на фоне пейзажа. Цвет подчёркивает единство героини с родной природой — синева воздуха сгущается в ярком синем цвете кофточки героини картины. Художник использовал широкий спектр оттенков синих, красных и охристых красок и их многообразные тонкие сочетания и соотношения[10][11]. Солнце ровным светом озаряет фигуру девочки, её смуглые лицо и руки[12], а также бескрайние степные просторы, по которым она идёт[10][11].