Древнеиранская религия в античных источниках


Древнеиранская религия в античных источниках. Статья содержит обзор сведений античных авторов (древнегреческих, латинских и отчасти армянских и сирийских) V века до н. э. — VI века н. э. о религии иранских народов эпохи Ахеменидов, парфян и державы Сасанидов. Сведения о религии скифов и сарматов в данной статье не рассматриваются.

Учитывая то, что зороастрийская литература сохранилась довольно плохо, и много важной информации содержится лишь в относительно поздних текстах, значение античных источников довольно велико:

Подробно и систематически представления об иранской религии рассматриваются в книге Альберта де Йонга «Традиции магов: Зороастризм в греческой и латинской литературе» (Лейден, 1997) («Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature»).

Де Йонг выделяет пять основных текстов[1], содержащих наиболее связное повествование (Геродот. История I 131—132[2]; Страбон. География XV 3, 13-15[3]; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46-47[4]; Диоген Лаэртский. О знаменитых философах I 6-9[5]; Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана II 23-25[6]), и множество частных упоминаний. Специальные сочинения Аристотеля «О магии» и Гермиппа «О магах» не сохранились. Довольно подробный рассказ, претендующий на изложение учения магов, содержит также «Борисфенитская речь» Диона Хрисостома[7].

Верховного бога персов греки обычно называли Зевсом, и он «бесспорно соответствует» Ахура-Мазде[8]. Геродот пишет о персах, что «Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом»[9].

Эпитеты персидского Зевса в античной литературе проанализированы де Йонгом[10], который обращает внимание на специфичный эпитет «царь» (Зевс Басилей у Ксенофонта[11]), который отсутствует у Гомера и в Авесте.