Мостостроение Древнего Рима


Римские мосты, построенные в Древнем Риме, были первыми крупными и надёжными мостами[1]. Древнеримские мосты были построены из камня, а как базовую структуру имели арку. (см. Арочный мост). Преимущественно использовался бетон, который именно римляне начали первыми использовать для мостов.

Как и с сводом или куполом, римляне были первыми, кто полностью реализовал потенциал арки для строительства мостов[3].

Список римских мостов, составленный инженером Колином О’Коннором, имеет 330 римских каменных мостов для дорожного движения, 34 римских деревянных мостов и 54 римских мостов акведуков, многие из которых еще стоят и даже используется в системе дорог[4]. Более полное исследование итальянского ученого Витторио Галлиаццо выявило 931 римский мост, преимущественно из камня, в 26 различных странах (в том числе и бывший Югославии; см. таблицу справа)[5].

Римские арочные мосты были, как правило, полукруглые, хотя были и сегментные (например, в городе Альконетар). Сегментная арка — это арка, меньше полукруга[6]. Преимуществом сегментной арки моста по сравнению с полукруглой является то, что она пропускает под собой большие объемы паводковых вод, предотвращает разрушение моста во время наводнения, а сам мост мог быть более легкий. Как правило, римские мосты имели клиновидные камни основной арки (voussoirs) одного же размера и формы. Римляне строили как мосты с одной аркой, так и длинные многоарочные конструкции мостов-акведуков, таких как Пон-дю-Гар и Акведук в Сеговии. Почти с начала их мосты имели отверстия в опорах для уменьшения давления воды на них во время наводнения, например в мосту Фабричио в Риме (62 до н. Э.), одном из старейших в мире больших мостов, которые до сих пор стоят. Римские инженеры были первыми и до промышленной революции единственными, которые строили мосты из бетона, который они называли Opus caementicium. Снаружи мосты обычно покрывались кирпичом или тесаным камнем, как мост Алькантара.

Римляне привнесли в строительство мостов сегментную арку. Лимирский мост на юго-западе Турции, длиной 330 метров, имеет 26 сегментных арок со средним соотношением пролета до подъема 5.3:1[7], что дает мосту чрезвычайно плоский профиль, который оставался непревзойденными в течение целого тысячелетия. Мост Траяна через Дунай имел деревянные сегментные арки с открытыми сводами (которые опирались на 40-метровые бетонные опоры). Он стал самым длинным арочным мостом в истории на следующую тысячу лет в целом, так и по длине отдельных пролетов. Самый длинный уцелевший мост — Римский мост в Мериде длиной 790 м.