Древнеримский храм


Древнеримские храмы были одними из наиболее важных зданий в римской культуре и одними из наиболее богато украшенных в римской архитектуре. До наших дней лишь немногие из них сохранились в сколько-нибудь целостном состоянии. Сегодня они остаются «самым очевидным символом римской архитектуры»[1]. Их строительство и эксплуатация были основной частью древнеримской религии, и во всех городах любого значения находился хотя бы один главный храм, а также небольшие святилища. В главном помещении (целле) размещалось культовое изображение божества, которому был посвящен храм, и, часто, также небольшой алтарь для благовоний или возлияний. Позади целлы как правило располагалась комната или комнаты, используемые служителями храма для хранения священных предметов и подношений. Обычный поклоняющийся редко входил в целлу, и большинство публичных церемоний проводилось снаружи, на портике, когда на территории храма собиралась толпа.

Наиболее распространенный архитектурный план храмов представлял из себя прямоугольник, поднятый на высоком подиуме, с чётким фасадом с портиком, располагавшимся сверху от ступеней и с треугольным фронтоном над колоннами. У боковой и задней части здания было намного меньше архитектурного акцента, и обычно не было входов. Также были и круглые планы, как правило, с размещёнными колоннами вокруг, и за пределами Италии встречалось множество промежуточных вариантов, сочетавших в себе черты традиционных местных стилей. Римская форма храма первоначально возникла из формы этрусских храмов, на которых, в свою очередь, повлияла греческая архитектура. Влиянием со стороны Греции испытали затем и собственно римские храмы.

Публичные религиозные церемонии римской религии проходили на открытом воздухе, а не в здании храма. Некоторые церемонии представляли собой шествия, которые начинались, проходили или заканчивались в храме или святилище, где мог храниться и/или использоваться ритуальный предмет, или где предлагалось пожертвование. Жертвоприношения, в основном животных, происходили на открытом алтаре внутри храма, часто на одном из узких расширений подиума в сторону от ступеней. Экзотические иностранные культы, особенно во времена империи, также получили распространение в Риме. У них часто были очень разные практики: некоторые предпочитали подземные места поклонения, в то время как другие, как ранние христиане, поклонялись в домах[2].