Древнеханаанейское письмо


Древнеханаанейское письмо — название письменности типа абугида, предположительно предшествовавшей возникновению финикийского письма. Известна по небольшому числу надписей.

Длительное время ханаанейское письмо было известно только по фрагментарным надписям, однако в августе 1976 г. при раскопках в Избет-Сарта[fr] был обнаружен остракон с надписью из 5 строк, содержащей полный или близкий к полному репертуар знаков[1][2]. Ряд исследователей считает, что текст выполнен на филистимском языке, за исключением последней строки, содержащей полный список знаков письма в алфавитном порядке[3].

Также к памятникам ханаанейского письма относится надпись на черепке из Дейр-Алла, знаки которой предположительно являются связующим звеном между протосинайским и финикийским письмом[4].

По состоянию на конец XX в. знаки древнеханаанейской письменности не имели убедительной дешифровки. Вероятно, древнеханаанейская письменность представляла собой один из опытов по созданию алфавитной письменности. По словам Мориса Дюнана, простая, но не поддающаяся дешифровке палестинская система письма показывает, что в течение первых двух третей II тыс. эта страна была центром экспериментов. Существует вероятность связи этой письменности с египетским, критским или протосинайским письмом с одной стороны и с финикийским алфавитом с другой.

В начале XXI в. произошёл прорыв в истолковании надписей и отождествлении знаков ханаанейского письма с более поздним финикийским. Длинная надпись на гребне из слоновой кости из Тель-Лахиша, найденная в 2022 г., была убедительно истолкована[5].

Существует теория, согласно которой древнеханаанейское письмо является «промежуточным звеном» между синайским письмом и финикийским алфавитом, эта теория является своеобразным дополнением к теории Алана Гардинера о возникновении алфавита из синайского письма. Теория «недостающего звена» получила поддержку со стороны ряда учёных, среди которых Уильям Олбрайт и Мосес Гастер. Согласно этой теории, знаки древнеханаанейского письма отождествляются либо с синайскими, либо с северносемитскими знаками. А. Г. Лундин, бывший сторонником данной гипотезы, отмечал также сходство знаков данных письменностей с реконстуируемыми протоформами для южноаравийских письменностей.