Дружковка


Дружко́вка (укр. Дружківка) — город в Краматорском районе Донецкой области Украины, административный центр Дружковской городской общины. До 2020 года был городом областного значения. Входит в Краматорскую агломерацию.

Город расположен у слияния рек Кривой Торец и Казённый Торец (бассейн Северского Донца), расстояние до Донецка — 80 км. Железнодорожная станция. Расстояние до Дружковки от Донецка — около 66 км (по автодорогам — 75 км, по ж/д — 72 км). Расстояние до Киева — около 543 км (по автодорогам — 739 км, по ж/д — 656 км).

В геоморфологическом отношении территория Дружковки представляет собой древнюю триасовую равнину, покрытую впоследствии морскими юрскими и меловыми осадками. При поднятии в различные геологические периоды третичная равнина превратилась в высоко поднятое плато, подвергавшееся интенсивному размыву. В результате такого размыва образовались два основных типа рельефа Донбасса: гривистый рельеф равнины и длиннобалочный рельеф, расчленённый эрозией, который и характерен для Дружковки.

В Дружковке жаркое лето, умеренно холодная зима, плавная смена времён года, недостаточная влажность, переменные направления и скорость ветра.

В 1870 году при строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 6 км к северу от слободы Паршаковка была построена станция Дружковка, при которой возник рабочий посёлок (в состав которого в дальнейшем вошла слобода)[2].

К началу XX века в селе Дружковка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии действовали заводы: чугуноплавильный и сталелитейный (главный вид продукции — рельсы, построены французами), сталелитейный и механический (оборудование для железных дорог: вагоны, рессоры, пружины, построены бельгийцами), а также сахарный завод (построен в 1873 году). В посёлке в это время проживали около 6 тысяч человек. В 1893 году Донецкое общество железнодорожного и сталелитейного производства, учреждённое французами, начинает строить Торецкий металлургический завод. В 1896 году с корреспондентским удостоверением Куприн объехал Донецкий бассейн. В мае он провёл несколько дней в с. Дружковке Екатеринославской губернии, знакомясь с местным рельсопрокатным заводом и изучая условия труда рабочих на нём[3]. Его очерк «Рельсопрокатный завод» был опубликован в газете «Киевлянин» 30 мая 1896 года, а впечатления от работы и пребывания в Дружковке отражены в его классической повести «Молох».