Друиды


Друи́ды (галльское druidae, древнеирландское druí, мн.ч. druid) — жрецы у древних кельтских народов, организованные в виде замкнутого, но не наследственного сословия; также выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией[1].

Практически все сведения о друидах происходят из «Записок о Галльской войне» и иных греко-римских сочинений IV в. до н. э. — II в. н. э. Из них следует, что друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодёжи изустно. Существуют разные гипотезы происхождения друидов. В теории трёх функций Ж. Дюмезиля друиды рассматриваются как реликт жреческого сословия праиндоевропейского общества наподобие древнеиндийских брахманов[2]. По другой версии, институт друидов был позаимствован островными кельтами у доиндоевропейского населения северо-запада Европы[3]. Роберт Макалистер и некоторые другие учёные начала XX века приписывали друидам создание огамического письма[4].

У ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов (уступив её бардам), а после введения христианства (IVV века) быстро выродились в деревенских знахарей[5].

Слово друид происходит от латинского druidēs (мн. ч.), которое римские писатели считали происходящим от кельтского обозначения этих друидов.[6][7][8] Греческие тексты также используют форму δρυΐδης (druidēs).[9][10] Хотя ни одна из сохранившихся романо-кельтских надписей не приводит такую форму[6], она родственна более поздним словам островных кельтских языков: древнеирл. druí ‘друид, колдун’, древнекорн. druw, средневаллийское dryw ‘пророк’.[8] Основываясь на всех имеющихся формах, можно предположить, что на пракельтском языке слово это звучало как *dru-wid-s (мн. ч. *druwides), что означало «тот, кто знает дуб»[2]. Два элемента слова восходят к праиндоевропейским корням *deru- («дерево», ср. англ. tree, русское «дерево», также связано со словом со значением «твердый», ср. англ. true, возможно, хотя и сомнительно, русское «древний»)[11][12] и *weid- «видеть» (также знать).[13]

Особое место в обрядах друидов занимал процесс сбора омелы. Омела использовалась друидами для лечения. Также её использовали при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Но не всякая омела подходила для этого. Для сбора сначала долго выбирали подходящее растение, после чего устраивали церемонию на шестой день луны.

Популярным был и обряд жертвоприношения у друидов. Они приготавливали у подножия дерева всё необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы. После этого приводили двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом срезал омелу и складывал её в белый плащ. После этого быков приносили в жертву, совершая при этом хвалебную молитву божествам. Считается, что омела после этого ритуала будет противоядием против любого яда.