Дунай (минный транспорт, 1891)


Дунай, 1 мая, Гидрограф - минный транспорт Черноморского флота Российской империи типа «Буг», второй из серии. С 1924 года - гидрографическое судно.

Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения, 4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919 г.: 3х1 75 мм орудия

Опыт боевого применения морского минного оружия в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов привлёк внимание со стороны руководства русского императорского флота к разработке методов ведения миной войны в акваториях и способам постановки минных заграждений. В 1888 году в рамках кораблестроительной программы 1885 года Морским министерством был объявлен конкурс на проект минного транспорта. Из проектов, представленных на конкурс в 1889 году лучшим был признан проект шведской фирмы «Zindhozmen» из Гётеборга). В том же году фирма получила заказ от морского министерства на постройку серии из двух кораблей. Они были заложены в январе 1891 года на гётеборгской верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный состав Черноморского флота под названиями «Буг» и «Дунай»[1][2].

13 ноября 1891 года минный транспорт «Дунай» был спущен на воду, а 20 апреля 1893 года вступил в строй в составе практической эскадры Черноморского флота[1].

С 10 октября 1907 года корабль проходил службу в минной дивизии Черноморского флота в качестве минного заградителя. С августа по декабрь 1913 года на Севастопольском судоремонтном заводе прошёл капитальный ремонт, в ходе которого были заменены конструктивные элементы верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки паровых котлов.

В период Первой мировой войны действовал в составе отряда кораблей по охране северо-западного водного района Чёрного моря. В 1915 году проходил текущий ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, в ходе которого на "Дунае" были дополнительно установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия.