Дюрбе Джанике-ханым


Дюрбе Джанике-ханым — мавзолей крымской принцессы, дочери Тохтамыша, Джанике, постройки XV века, почти полностью сохранился. Этот памятник архитектуры расположен в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву. Находится на юго-восточной окраине Бахчисарая, на мысе Внутренней гряды Крымских гор между балками Марьям-Дере и Ашлама-Дере (около 540 м над уровнем моря).

В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является объектом культурного наследия федерального значения; на Украине, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой находится спорная территория, — памятником культурного наследия национального значения[2][3].

Мавзолей представляет собой историческое наследие Золотой Орды. Прилегающая к нему территория сегодня пуста, но в прошлом здесь находилось кладбище с башташами (могильными камнями) ордынских времён[4]. Жители Бахчисарая называли мавзолей Кале-Азиз («Калейская святыня»), или Кыз-Азиз («Святая Дева»).

В 1437 году, по приказу хана Тохтамыша, построили мавзолей в память о его дочери Джанике. Однако некоторые исследователи считают, что это маловероятно, так как сам Тохтамыш скончался в 1406 году[5][6]. По другой версии, мавзолей воздвигнут не сразу после смерти Джанике, а в начале XVI века во время правления Менгли I Гирея (1468—1515). Существует целый ряд легенд и загадок, относящихся к истории мавзолея[7][8][9][10].

От Дюрбе Джанике Ханым вдоль северного обрыва открывается вид на долину Ашлама-дере и панораму Крымских гор, каменистые дороги ведут к астрофизической обсерватории в посёлок Научное, на Баклу, на Тепе-Кермен, в долину реки Кача. Вид, открывшийся с этого обрыва, вдохновил Адама Мицкевича на строки сонета «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале»[11].

Восьмигранная форма здания заимствована из малоазиатской архитектуры, строили её мастера Востока. Это сооружение под черепичной крышей, украшенное по рёбрам граней резными колонками, к нему примыкает портал с массивной аркой, украшенной резными сельджукскими узорами. Верхняя часть портала составлена в ХІХ веке караимами. У входа высечена арабская каллиграфическая надпись: это тексты хадисов, в которых, среди прочего, встречаются слова: «Этот мир есть жилище суеты, будущее же - жизнь вечная»[4].