Дютш, Оттон Иванович


Дютш, Оттон Иванович, Отто Дютш (нем. Otto Dütsch, 1825—1863) — датский композитор и дирижёр, большую часть жизни работавший в России. Отец Г. О. Дютша.

Родился в Копенгагене в 1825 году. Отец Дютша был учителем музыки и пения в Копенгагене и готовил сына к духовному званию.

Ещё в детстве Дютш обнаружил страстную любовь и необыкновенные способности к музыке, но его отец долго не решался расстаться с мечтою видеть своего сына священником. Наконец он уступил просьбам сына, горячо хотевшего всецело посвятить себя музыке, и на семнадцатом году от рождения молодой Дютш отправился в Лейпциг, где поступил в консерваторию и стал обучаться музыке под руководством известного в то время профессора Шнейдера. Впоследствии, разойдясь со Шнейдером, он продолжал своё музыкальное образование под руководством знаменитого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди.

Получив несколько медалей лейпцигской консерватории и премии разных обществ за произведения, со значительным успехом исполнявшиеся в концертах в Лейпциге и Копенгагене (главным образом на духовные тексты), Дютш в 1847 году предпринял путешествие во Францию и Италию, намереваясь объехать все главные города Западной Европы и всюду давать концерты. Но ему не удалось осуществить этого плана, и в 1848 году он приехал в Петербург. Здесь он был радушно встречен музыкальным кружком М. И. Глинки, с которым до самой его смерти сохранял самые дружеские отношения. В то же время он и здесь должен был разочароваться в своих мечтах об известности и свободной, самостоятельной деятельности: тяжелое материальное положение отдало его в руки бездарных эксплуататоров, заказывавших ему разного рода произведения для фортепьяно и оркестра и выставлявших под ними своё имя.

Вскоре, однако, Дютш, покровительствуемый князем А. И. Барятинским, уехал на Кавказ в качестве капельмейстера в 80-й пехотный Кабардинский полк. На Кавказе Дютш пробыл около полутора лет и за это время из музыкантов полка, в котором он служил, он составил лучший во всем крае не только духовой, но и скрипичный оркестр. Кроме того, в этот же период он устроил оркестры в некоторых других полках.

В Петербурге, куда возвратился Дютш, недостаток средств заставил его взяться за дирижирование оркестрами в общественных садах. Хотя он с большим неудовольствием взялся зa это дело, оно принесло ему пользу, так как дало ему возможность обнаружить перед публикой свой талант в качестве капельмейстера и в то же время обратило на него внимание дирекции Императорских театров, которая вскоре поручила ему несколько работ, в коих ему впервые пришлось писать музыку на русские тексты.