Евангелие от Матфея (фильм)


«Евáнгелие от Матфéя» (итал. Il Vangelo secondo Matteo) — итальянский драматический фильм 1964 года режиссёра Пьера Паоло Пазолини, экранизация истории Иисуса Христа от рождения до Воскресения, как она рассказана в Евангелии от Матфея. Фильм, точно следуя Евангелию от Матфея в сюжете и диалогах, описывает жизнь Иисуса с марксистско-католической точки зрения режиссёра.

Над фильмом работали такие известные в киноиндустрии личности, как художник по костюмам Данило Донати и оператор Тонино Делли Колли. Кинокартину относят к классике мирового кино. В 2015 году ватиканская газета «L’Osservatore Romano» назвала её лучшим фильмом о Христе, который когда-либо видел свет.

Все диалоги в фильме прямо цитируют текст Евангелия от Матфея, так как Пазолини считал, что «изображение никогда не сможет достичь поэтических высот текста»[1]. Режиссёр остановил выбор на Евангелии от Матфея, полагая, что «Иоанн был слишком мистичен, Марк — слишком прост, а Лука — слишком сентиментален»[2].

В 1963 году фигура Христа появилась в короткометражном фильме Пьера Паоло Пазолини «Овечий сыр», который составлял часть альманаха «РоГоПаГ», за выходом которого последовал большой скандал, а режиссёр получил тюремный срок за якобы кощунственное и непристойное содержание фильма[3]. В 1962 году Папа Иоанн XXIII обозначил новое отношение церкви к художественному творчеству современников и призвал их к совместному диалогу и сотрудничеству. Пазолини принял это предложение и даже стал участником семинара во францисканском монастыре в городе Ассизи. Замысел фильма зародился именно здесь, когда Пазолини оказался запертым в гостиничном номере: визит Папы спровоцировал пробки в городе, и режиссёр не мог никуда выехать. Обнаружив в номере издание Нового завета, Пазолини на одном дыхании прочел все Евангелия. Впоследствии он сказал, что мысль поставить фильм по одному из них «задвинула в тень все другие рабочие замыслы, которые были у меня в голове»[4]. В отличие от предыдущих экранизаций жизни Христа, фильм Пазолини не пытается приукрасить библейский сюжет художественными или драматическими изобретениями и не является попыткой синтезировать все четыре Евангелия. Пазолини утверждал, что он собирается «воссоздать Евангелие по аналогии» и все строчки диалогов будут взяты напрямую из Евангелия[5].

Учитывая известную репутацию Пазолини как атеиста, гомосексуалиста и марксиста, подобное почтительное отношение к тексту писания стало сюрпризом, особенно после противоречивого «Овечьего сыра». Когда на пресс-конференции 1966 года Пазолини спросили, почему он, неверующий, снял фильм на религиозную тему, режиссёр ответил: «Если вы знаете, что я неверующий, то вы знаете меня лучше, чем я сам. Возможно, я и неверующий, но неверующий, тоскующий по вере»[6].