Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός[2], лат. Iesus Christus, сир. ܝܫܘܥ ܕܡܫܝܚܐ, церк.-слав. і҆и҃съ хрⷭ҇то́съ), также Иису́с Назоре́й (ܝܫܘܥ ܢܨܪܝܐ[3], Ἰησοῦς ο ναζωραιος[4], Iesus Nazarenus[5]) в христианстве — центральная личность и предсказанный в Ветхом Завете Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей.
Основными источниками сведений о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I—II веков (см. историчность Иисуса Христа) . В книгах Нового Завета Иисус именуется «Христом», или «Мессией», Богом (Ин. 20:28; Деян. 20:28; Рим. 9:5), Сыном Божьим (Мф. 8:29, 14:33; Мк. 3:11; Лк. 4:41; Ин. 1:34, 3:18), а также Сыном, Сыном Человеческим, «Агнцем», Господом, Отроком Божиим, Сыном Давидовым, «Спасителем» .
В Никео-Цареградском Символе, принятом Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждается вера в то, что Иисус Христос — единосущий (ὁμοούσιος) Богу Отцу (то есть одной с Ним сущности или природы по божеству), от которого рождён «прежде всех веков», ради спасения человеческого рода воплотился (рождён по плоти) от Духа Святого и Девы Марии, сделавшись человеком, умер вследствие казни через распятие, на третий день по распятии воскрес из мёртвых, а затем вознёсся на небеса и придёт во второй раз, чтобы «судить живых и мёртвых». Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес. Согласно учению Церкви, изложенному в Афанасьевском Символе, Иисус Христос есть вторая ипостась Троицы . Догмат о Троице принят подавляющим большинством христианских конфессий, за исключением некоторых групп и направлений с антитринитарным учением.
Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Религиоведы и теологи, придерживающиеся точки зрения, что Иисус был реальной исторической личностью, полагают, что он родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.[6] и умер в период с 30 по 33 годы[6][7] .