Иисус Христос


Иису́с Христо́с (греч. Ἰησοῦς Χριστός; церк.-слав. і҆и҃съ хрⷭ҇то́съ), или Иису́с из Назаре́та — в христианстве центральная личность и предсказанный в Ветхом Завете Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей.

Основными источниками сведений о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I—II веков (см. Историчность Иисуса Христа)Перейти к разделу «#Вопрос историчности». В книгах Нового Завета Иисус именуется Христом, или Мессией, Богом (Ин. 20:28; Деян. 20:28; Рим. 9:5), Сыном Божьим (Мф. 8:29, Мф. 14:33, Мк. 3:11, Лк. 4:41, Ин. 1:34, Ин. 3:18), а также Сыном, Сыном Человеческим, Агнцем, Господом, Отроком Божиим, Сыном Давидовым, СпасителемПерейти к разделу «Происхождение имени».

В Никео-Цареградском Символе, принятом Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждается вера в то, что Иисус Христос — единосущий (греч. ὁμοούσιος) Богу Отцу (то есть одной с Ним сущности или природы по божеству), от которого рождён «прежде всех веков», ради спасения человеческого рода воплотился (рождён по плоти) от Духа Святого и Девы Марии, сделавшись человеком, умер вследствие казни через распятие, на третий день по распятии воскрес из мёртвых, а затем вознёсся на небеса и придёт во второй раз, чтобы «судить живых и мёртвых». Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес и пр. Согласно учению Церкви, изложенному в Афанасьевском Символе, Иисус Христос есть вторая ипостась ТроицыПерейти к разделу «#Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология)». Догмат о Троице принят подавляющим большинством христианских конфессий, за исключением некоторых групп и направлений с антитринитарным учением.

Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Религиоведы и теологи, придерживающиеся точки зрения, что Иисус был реальной исторической личностью, полагают, что он родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.[2] и умер в период с 30 по 33 год[2][3]Перейти к разделу «#Хронология».

Ортодоксальный иудаизм не признаёт Иисуса ни пророком, ни МессиейПерейти к разделу «#Иудаизм». Согласно исламу, Иисус является одним из посланников Аллаха (расуль), принёсшим Инджиль (Евангелие), и чудотворцем. Иисус называется также «Мессией» (Масих, араб. المسيح‎‎)[4], но не считается сыном Бога. Ислам учит, что Иисус живым вознёсся на небо, отвергая христианское учение о распятии и воскресении Иисуса ХристаПерейти к разделу «#Ислам».


Против часовой стрелки: имя «Иисус» на еврейском, арамейском, греческом, латинском и английском языках
Папирус 52 — древнейшая новозаветная рукопись, дошедшая до нашего времени, содержит строки из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:31—33). Датируется первой третью II века, то есть через 2—3 десятилетия после написания Евангелия Иоанном
Видение Даниила. Пьетро делла Веккья
Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария. Нестеров М. В.
Второе пришествие, изображённое на фреске новгородского собора святой Софии
Христос перед народом, скульптор Марк Антокольский
Древо Иессеево (родословие Иисуса в виде дерева). Русская икона, 1567—1568 гг.
Рождество Христово, икона Андрея Рублёва
Сретение. Дуччо ди Буонинсенья, Маэста, фрагмент, ок. 1308—1311 гг.
Икона Крещение Господне с сюжетами искушений. Палех, XIX в.
Нагорная проповедь. К. Г. Блох. 1877 г. Масло на меди. Датский музей национальной истории. Фредериксборг
Страсти Христовы, анонимный художник XV в., Нидерланды
Ecce Homo. Пилат обращается к толпе иудеев, призывая помиловать Христа. Антонио Чизери, 1862 г.
Распятие. Маттиас Грюневальд, ок. 1500—1508 гг.
Воскресение Христово (створка Тржебоньского алтаря)
Отче наш. Джеймс Тиссо
В. М. Васнецов, Воинствующий Христос, 1887
Иисус и богатый юноша. Китай, Пекин, 1879 г.
Иса (Иисус) с апостолами. Ислам запрещает изображать лицо небесных посланников
Изгнание торгующих из Храма. Эль Греко
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб, IV в.
Изображение лица на Туринской плащанице (негатив)
Пузырёк со святой кровью Христа в Санта-Мария-делла-Скала, Сиена. Фотография 2016 года.
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII в.