Первый Никейский собор


Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный римским императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

На соборе был принят Никейский символ веры, осуждена арианская ересь, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

Основными источниками о Никейском соборе являются работы двух его участников: Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого[1], также историков позднейшего времени: Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена, блаженного Феодорита Кирского. Подробная история собора, составленная Геласием Кизическим, на достаточных основаниях считается исследователями недостоверной[2].

Римский император Константин I Великий стал первым правителем, прекратившим гонения христиан, и в 313 году установил свободу вероисповедания Миланским эдиктом, который уравнивал христианство и все остальные религии в правах. Также эдикт возвращал христианам имущество, отобранное при императоре Диоклетиане. В 313 году Константина попросили разрешить спор между епископами Цецилианом и Донатом в Карфагене. В результате был проведён первый Арльский собор, который осудил донатизм. Стремясь сохранять единство кафолической церкви по всей империи, Константин стремился урегулировать споры между христианскими течениями. В 319 году он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей, в 321 году утвердил за церквями право владеть недвижимостью, а 18 сентября 324 года Константин становится единоличным императором Римской империи.

К III веку в христианстве появились различные течения (арианство, мелитианство, монархианство и другие). В ответ на распространение арианства в Александрии, епископ Александр Александрийский собрал в 320—321 году поместный собор, с не менее чем ста участниками, который осудили арианство. На соборе Арий отстаивал свою позицию о том, что Иисус есть творение, за что Ария предали анафеме[2]. Однако это не остановило Ария и он успешно продолжил распространять своё учение. Арий уехал на восток, где заручился поддержкой Евсевия Никомедийского, который помог ему распространять свои идеи[3].

Евсевий Кесарийский указывал, что император Константин, будучи разочарованным церковной борьбой на Востоке между Александром Александрийским и Арием, пишет письмо «к Афанасию и Арию», в котором предлагает оставить этот спор. Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского[2]. Он понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Кроме того, требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий[4]. В итоге было принято решение о проведении Вселенского Собора, который был открыт 14 июня 325 года в Никее в Вифинии[5].