Созомен


Созомен (полное имя Саламан Эрмий Созомен, греч. Σαλαμίνιος Ερμείας Σωζομενός[3], ок. 400450 гг.) — византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».

Созомен родился в Палестине, селении Вифелия близ Газы. Год его рождения не известен и оценивается, лишь исходя из продолжительности жизни. В кн.5 своёй «Истории» он упомянул, что его дед обратился к христианской вере после чудесного исцеления одного своего родственника Алафиана[4] неким монахом Иларионом.

Созомен получил начальное образование в христианской традиции под руководством своих родственников, затем изучал судебное законоведение в училище правоведения в финикийском Берите (совр. Бейрут). Познания он применил в Константинополе, работая, по словам Фотия, схоластиком (адвокатом в совр. понимании).[5]

По словам самого Созомена первым его литературным сочинением сокращение Церковной Истории от Рождества Христова до низвержения императора Лициния в 324 году. Этот труд не дошёл до нашего времени. Продолжением «Сокращения» стал его главный труд, «Церковная история» (Εκκλησιαστική Ιστορία) в 9 книгах. По замыслу автора она должна охватывать события от 3-го консульства кесарей Криспа и Константина до 17-го[6] консульства Феодосия Младшего, то есть период 324439 гг. Однако «История» оканчивается 423 годом.[7]

Предположительно, завершить замысел писателю не позволила смерть. В кн.9.4 Созомен упоминает константинопольского патриарха Прокла как уже умершего. Также во введении Созомен обращается к императору Феодосию как к правящему монарху. Так как Прокл скончался в 446 году, а Феодосий в 450, то отсюда довольно точно оценивают время написания труда и очень приблизительно год смерти Созомена.

Константинопольский патриарх Фотий (IX век) оставил краткий отзыв о сочинении Созомена, заметив, что его литературный стиль лучше, чем у более раннего Сократа Схоластика. Созомен, создавая свою «Историю», многое заимствовал из «Церковной Истории» Сократа, однако передал содержание своими словами, не копируя буквально. Также Созомен в отличие от Сократа не сочувствовал учению Оригена и не разделял интереса к эллинской поэзии и философии. В качестве других источников Созомена исследователи отмечают Руфина, Евсевия, Евтропия, Евнапия. Вообще, хотя история Созомена по своему значению ниже истории Сократа, однакож современный историк, изучающий IV и V века, не может обойтись без Созомена (Лебедев А. П. ).